Авраамий Ростовский Праведники и подвижники

а многовековом пути становления Российского государства Ростовская земля находилась в центре ключевых событий русской истории, многие замечательные ростовцы оставили в ней памятный след. Были среди ростовцев богатыри, о которых складывали легенды и предания; князья, боровшиеся за величие Руси; деятели православной церкви, словом и делом служившие укреплению Отечества. В книге «Описание Ростова Великого» А.А.Титов посвятил местным деятелям церкви отдельную главу, открыв ее следующими словами:

«Кроме своей древности, Ростов дорог каждому русскому и по своей святости. Целый ряд великих подвижников, прославившихся при жизни своими деяниями, а по смерти – своими чудесами, хранит доныне Ростов Великий в стенах своих древних храмов и монастырей».

И далее А.А.Титов дает краткие сведения о наиболее достойных ростовских епископах. В этом списке нет самых первых епископов – Феодора и Иллариона. Но они есть в «Летописи о ростовских архиереях» (СПБ, 1860), составленной ярославским архиепископом Нилом, явно использовавшим список, принадлежавший перу Димитрия Ростовского:

«Феодор и Илларион, с 992 г. Современники равноапостольного князя Владимира, видевшие благодатное озарение земли Русской светом православной веры. Быв родом греки, оба пастыри сии недолго оставались в стране чуждой для них: они удалились восвояси. После них юна ростовская церковь сиротствовала более 80 лет».

Здесь не сказано, почему Феодор и Илларион так быстро «удалились восвояси», но ясно, что это было напрямую связано с языческим сопротивлением. Доказательства тому находим в изложенной А.А.Титовым биографии Леонтия:

«Он был одним из первых ростовских епископов, так как прибыл в Ростов около 1051 г., следовательно, немного времени спустя после крещения ростовцев св. кн. Владимиром. Язычников в то время в Ростове было больше, чем христиан; и вот св. Леонтий начал неверующих в Христа жителей обращать в христианство, что язычникам не понравилось, и они выгнали святителя из города. Тогда он ушел на то место, где стоит теперь Яковлевский монастырь, – бывшее тогда совершенно пустынным, и построил тут церковь Архангела Михаила; но вскоре возвратился в город и снова стал проповедовать жителям веру Христову, за что около 1073 г. и был убит язычниками... Предание живое, переходящее из уст в уста, говорит, что св. Леонтий привлекал к себе детей язычников ласками и сладким коливом (кутьей), варимым для них. Существовала и легенда о ростовском жреце Киче, который долгое время вел борьбу со св. Леонтием, а потом был им обращен в христианство под именем Петра».

Из «Летописи ростовских архиереев» узнаем, что Леонтий был «из иноков Киево-Печерской обители, пасторское служение начал в год смерти великого князя Ярослава, а окончил оное мученическою от ростовцев смертью в 1070 году».

Если поверить «Повести временных лет», то восстание ростовцев состоялось в следующем, в 1071 году, но и эта дата, как считают исследователи, определена не окончательно. Сейчас для нас важно другое: как имя Леонтия отразилось в ростовских преданиях и топонимах.

Мы уже называли топонимы Кильгино и Мосейцево, образование которых предания связывают с именами Леонтия и языческого жреца Кича. Название села Астрюково, опять-таки по преданию, донесло до нас имя убийцы Леонтия. Но где произошло само убийство? Топонимическое предание отвечает и на этот вопрос – в деревне Левково на берегу реки Устье, куда бежал епископ от восставших язычников; якобы деревня названа так по имени Леонтия (Левонтия), который именно здесь сладкой кутьей и христианскими проповедями привлекал к себе детей язычников.

В конце XII столетия было написано «Сказание о Леонтии Ростовском», где более подробно и эмоционально описан его миссионерский подвиг, а в начале сообщается несколько биографических сведений:

«Сей блаженный был рожден и воспитан в Царьграде. Русский же и мерянский язык знал хорошо. Книги русские и греческие умел искусно толковать. С юных лет оставил мир и был черноризцем чудным. За многие же его добродетели поставлен в Ростов епископом. Прежде бывшие тут епископы Феодор и Иларион бежали, не стерпев враждебности к ним ростовцев».

Здесь интересно свидетельство, что Леонтий хорошо знал мерянский язык, ныне исчезнувший. В книге О.Б.Ткаченко «Мерянский язык» (Киев, 1985) утверждается даже, что он перевел на мерянский язык греческие богослужебные книги. Видимо, время и многочисленные пожары уничтожили их. Об одном из таких пожаров сообщается и в «Сказании о Леонтии Ростовском»:

«По божью повелению загорелся город Ростов, и церковь сгорела святой Богородицы. И повелел благоверный и богохранимый князь Андрей сын Юрьев, внук Владимира, создать каменную церковь на месте погоревшей церкви. И начали копать рвы, и нашли множество мертвых, среди них блаженного Исайю». Произошло это событие в 1164 году. Тогда же был найден и гроб Леонтия: «И люди были поражены, когда, открыв гроб, увидели его лицо, как свет, и в ризы как будто вчера он был облачен». Узнав об этом чуде, Андрей Боголюбский прислал в Ростов каменную гробницу для Леонтия.

Исайя (Исаия) – следующий ростовский епископ.

Из «Летописи о ростовских архиереях» узнаем, что Исаия был современник Всеволоду I Ярославичу, происходил из иноков, подвизавшихся под руководством греческих чудотворцев Антония и Феодосия. А.А.Титов добавляет к этому: «После Леонтия прибыл в Ростов епископ Исаия (1078 г.). Он управлял епархией 11 лет и в это время успел обратить в христианство почти всех жителей Ростова. Он преставился в 1090 г. и был похоронен в (Успенском) соборе».

Это замечание, что Исаия крестил «почти всех жителей Ростова», вроде бы позволяет предположить, что после восстания волхвов в 1071 году активных приверженцев язычества в Ростовской земле осталось немного, однако жизнеописания последующих ростовских епископов опровергают это предположение.

А.А.Титов упоминает Исаию в информации о селе Капцево-Богородское Нажеровской волости:

«По словам одной из рукописей нашей библиотеки, на месте Капцева было славянское языческое капище, которое разрушил св. Исаия, епископ ростовский».

Еще одно упоминание епископа – в информации о селе Ангелове, бывшем Чертовом городище:

«Епископ ростовский, святой Исаия (1080), обозревая свою паству, пожелал видеть «проклятое» место и, подошедши к берегу находящегося тут пруда, вдруг стал невидим: «во едином часе ста в граде Киеве». По возвращении своем из Киева святитель нарек это место Ангелово».

Еще раз епископ Исаия фигурирует в информации о селе Исаевское Щадневской волости на реке Кичме:

«По Хлебниковскому летописцу, кн. Петр Ревендарь (XI в.), наместник кн. Изяслава Ярославича, охотился в этом месте и, упав с лошади, сильно повредил себе грудь и голову, но обозревавший в это время свою паству святитель ростовский Исаия исцелил его, вследствие чего Ревендарь и поставил здесь деревянную церковь и при ней терем».

Можно предположить, что село Исаевское названо по имени Исаии, хотя прямых свидетельств тому нет. О сменившем его епископе Авраамии А.А.Титов пишет:

«Он был родом из г. Чухломы Костромской губернии, и сначала был язычником, но потом ушел в Новгород, где крестился и принял монашество; после этого он прибыл в Ростов и поселился на Чудском конце города – на том месте, где теперь находится Богоявленский монастырь. В то время тут стоял идол языческого бога Велеса, которому поклонялись ростовцы. Авраамий долго молился о том, чтобы Бог помог сокрушить этого идола; наконец ему явился св. Иоанн Богослов и дал железную трость, которою преподобный Авраамий и сокрушил идола, а на его месте поставил церковь Богоявления и учредил при ней монастырь, существующий и доныне. Он скончался в 1103 году».

Встреча Авраамия с Иоанном Богословом описана в предании об образовании названия села Богослов на реке Ишне:

«Здесь, на месте, где, по преданию, св. Апостол Иоанн Богослов явился преподобному Авраамию ростовскому и вручил железный жезл для сокрушения идола Велеса, в 1687 г. построена деревянная церковь во имя Иоанна Богослова».

В XIV веке была написана «Повесть о водворении христианства в Ростове», которая целиком посвящена Авраамию. В этой повести рассказывается и о его встрече с Иоанном Богословом, и о строительстве церкви на месте их встречи, и о том, как «вооружился» на преподобного диявол:

«Через некоторое время обернулся бес воином, и пришел к великому князю во Владимир, и начал на преподобного возводить тяжкие обвинения: «Царь и господин мой, хочу я тебе великую тайну поведать, твоего могущества достойную. В твоей державе, о царь, в городе Ростове есть некий монах Авраам, образом волхв, притворяющийся святым, он прельщает людей, притворяясь смиренным. Он нашел в земле огромный клад – медный сосуд, наполненный золотом, достоин тот клад твоего господства. Тем сосудам золотым, золотым поясам и цепям нет цены, о серебре и других драгоценностях нельзя рассказать. На те сокровища создал он монастырь и поставил большую церковь, а твоему господству о том не поведал».

Князь же великий распалился гневом страшным на преподобного».

Авраамия доставили во Владимир, где тот не только оправдался перед князем, но и заставил его воздать ему «великую честь, дав на расширение монастыря и храмов много сел, сделал тот монастырь (Авраамиевский. – М.С.) своим, княжеским, поставив его выше других обителей в Ростове».

Интересно, что в топонимических преданиях нашли отражение оба пути Авраамия – и во Владимир, и обратно. Так, в информации о деревне Хожино Сулостской волости говорится:

«По рукописи Артынова, на этом месте останавливался преподобный Авраамий Ростовский во время своего пути из Ростова во Владимир; пока, во время остановки, преподобный молился, сопровождавшие его княжеские холопы, перед тем его осмеявшие, в наказание за такое посмеяние должны были ходить по одному и тому же месту взад и вперед, и таким образом проторили широкую черту: это-то хождение и послужило будто бы поводом назвать это место Хожиным».

Похожая история произошла и в деревне Щаднево:

«По преданию и рукописному житию, когда преподобный Авраамий Ростовский, оклеветанный дияволом перед князем Владимиром, был вызван в город Владимир, то, проезжая этим местом, сильно утомился от долгой езды и просил сопровождавшего его воина дать ему отдых, но тот ни за что не соглашался и только ускорял путь; в это время воин троекратно слышал голос: «щади старца!» Но когда он не внял и этому голосу, то невидимая сила повергла его на землю и начала бичевать по обнаженной спине, все это видели находившиеся поблизости косари; наконец, по молитве преподобного Авраамия, бичевание прекратилось, а истерзанный воин попросил пить; но так как воды поблизости не оказалось, то преподобный Авраамий и извел для него источник воды».

На обратном пути из Владимира Авраамий заночевал на месте будущего села Лазарцево-Скоропейное той же Щадневской волости:

«По преданию, во время преподобного Авраамия Ростовского в этом месте, близ дремучего леса, стояла убогая хижина старика-дровосека Лазаря, у которого преподобный и переночевал во время обратного пути своего из Владимира; сын этого Лазаря Курим (XI в.) впервые построил здесь церковь».

Из других ростовских епископов доордынского периода следует назвать Игнатия, в книге А.А.Титова «Описание Ростова Великого» о нем сказано:

«Прибыл в Ростов в 1212 г., управлял Ростовской епархией 26 лет и скончался в 1288 году. Участвовал во всех семейных делах князей своего времени. Похороненное в Ростовском Успенском соборе тело князя Глеба Васильковича, очень любимого ростовцами, он через девять недель ночью изринул из могилы и повелел погребсти в Спасском, что на Песках, монастыре, основанном его матерью (Марьей Черниговской. – М.С.). Поступок этот так и остался неразгаданным».

Мы тоже затрудняемся дать объяснение странному поступку Игнатия, тем более что далее А.А.Титов пишет: «Святой Игнатий едва ли не один из всех угодников Русской земли просиял нетленным и прославился чудесами еще прежде погребения. Чудеса, проявившиеся при самом отпевании, побудили клир и народ поставить открыто св. мощи, так что святитель и не был никогда зарываем в землю».

Продолжая рассказ о ростовских подвижниках, назовем имя, оставшееся в названии села Петровское. В XV веке возникла «Повесть о Петре, царевиче Ордынском», коротко пересказанная А.А.Титовым в книге «Описание Ростова Великого»:

«Св. Петр был родом татарский царевич; отца и матери у него не было, а жил он у дяди, хана Беркая; царевич тайно от него ушел в Ростов, где и крестился под именем Петра. Раз он находился близ города и заснул; во сне, а потом и наяву, ему явились апостолы Петр и Павел и велели на том месте, где он спал, построить во имя их церковь, и, дав ему два мешка, один с золотом, а другой с серебром, стали невидимы. Петр тотчас же возвратился в Ростов и сказал о случившемся епископу Игнатию; потом на данные апостолами деньги он купил у ростовского князя Бориса то место, где явились апостолы, и построил тут церковь и при ней монастырь Петровский. Вскоре после этого царевич Петр женился, но, овдовев, постригся в монашество, в 1253 г. скончался в основанном им монастыре».

Хан Беркая (Берке) был братом Батыя и правил Ордой до 1266 года. При нем на Руси татарами была проведена перепись населения для сбора дани, от которой было освобождено духовенство. Как считают исследователи, именно это обстоятельство, а также множество боярских фамилий, которые вели свой род от выходцев из Орды, и послужило причиной создания «Повести о Петре, царевиче Ордынском». Больше того – якобы основанный им Петровский монастырь, по свидетельству летописи, существовал еще в XII веке. Однако с именем Петра и его наследников связаны, помимо села Петровского, и другие названия.

Петровка Нажировской волости: «По Хлебниковскому летописцу, это место принадлежало св. Петру, царевичу Ордынскому, и было дано ему ростовским князем Борисом Васильковичем (XIII в.); потом оно перешло к его потомку, царевичу Игнатию, у которого и хотели отнять это владение внуки князя Бориса, князья Михайло и Василий Константиновичи, говоря, что Игнатий «род не наш, а кость татарская».

Лазарцево Карашской волости: «По Хлебниковскому летописцу, в XIV в. на месте деревни стоял терем царевича Лазаря Петровича, сына свят. царевича Петра, основателя Ростовского Петровского монастыря».

Можно предположить, что в основу предания о Петре-ордынце все-таки положены какие-то реальные события, записанные еще одним неизвестным талантливым автором-ростовцем.

Имя епископа Иакова осталось в названии основанного им Спасо-Яковлевского монастыря и селения Яковлево Ивашевской волости, при реке Копорке:

«По Хлебниковскому летописцу, на этом месте в XIV в. стояла хижина земледельца Иваника, у которого был сын Игнатий. Полюбив с малолетства храм Божий, Игнатий постригся в монашество под именем Иакова (1380 г.) и по прошествии времени сделался настоятелем обители Копырей, откуда и был возведен в сан епископа ростовского».

В книге «Описание Ростова Великого» А.А.Титов сообщает:

Св. Иаков был рукоположен в епископа ростовского около 1385 г. Он до того времени был игуменом маленького монастыря, где теперь погост Копыри (Ростовского уезда). Во время управления своей паствою Иаков много боролся с разными ересями, особенно же восставал против иконоборства, проповедуемого неким Маркианином, который, благодаря энергии святителя, был изгнан из Ростова. Но вскоре после этого события и сам святитель оставил свою паству. Одна из княжеских родственниц успела почему-то своим поведением вооружить против себя ростовского князя Александра Константиновича. Застигнутая однажды на месте преступления и осужденная на смерть, она припала к ногам святителя, умоляя спасти ее от казни. Св. Иаков, следуя примеру Иисуса Христа, велел бросить в нее первый камень тому, кто считал себя безгрешным. Князь, бояре и граждане, недовольные таким судом, который нарушал их приговор, выгнали своего архипастыря из города и самовольно лишили его епископской власти. Преследуемый ругательствами грубой толпы, святитель вышел из кремля, где и тогда было жилище епископов, и направился к берегу озера Неро. Затем, бросив на воды озера свою святительскую мантию, св. Иаков встал на нее, как на плот, и поплыл по направлению к западу, к великому изумлению пораженного чудом народа. Через несколько времени он остановился у того места, где находится теперь Яковлевский монастырь, а мантия, между тем, поплыла далее и была прибита волнами к острову, называемому теперь «Левским». Как ни упрашивали после этого ростовцы возвратиться опять в город, св. Иаков остался непреклонен. Основав здесь монастырь, св. Иаков скончался в глубокой старости 27 ноября 1392 г., святое же тело его было погребено в созданной им самим церкви».

Интересное дополнение к биографии Иакова находим в информации о Городце на Саре:

«20 ноября 1380 г. здесь происходил съезд под председательством кн. Ивана Федоровича Щепина-Меньшого, в коем участвовали ростовские князья Юрий Иванович Немой, Иван Андреевич Голеня и другие князья и бояре. Обсуждались следствия Куликовской битвы и выбрался преемник оставившему епархию ростовскому епископу Арсению. По предложению кн. Федора Андреевича Щепина, в епископы ростовские был избран настоятель обители Копырей св. Иаков».

Так топонимы дополняют историю, зафиксированную в письменных источниках.

на главную
назад
вперед
содержание


Используются технологии uCoz