олень серебряный
Герб Ростова

ет в России города без славы». К этим словам поэта можно добавить, что в России нет ни одного значительного города, у которого не было бы своего герба, отражающего его историю. В этом отношении история возникновения герба Ростова уникальна, поскольку уходит своими корнями в глубокое прошлое.

Геральдистика – так называется вспомогательная историческая дисциплина, основным объектом исследования которой является герб. В книге «Ключи к тайнам Клио» (М., 1994) происхождение гербов объясняется так:

«Появление эмблем – условных символических изображений каких-либо понятий, идей и т.д. – относится к глубокой древности. Они зародились в странах античного мира и первоначально олицетворяли отвлеченные понятия, например: сова – мудрость и др. Затем такие изображения стали знаками-символами древнегреческих городов-государств и их колоний: Афины – сова, Коринф – Пегас, Мирмекий – муравей. Их стали помещать на монетах, печатях и других предметах, но они еще не являлись гербами. Различные отличительные знаки получили наследственный характер, т.е. превратились в гербы в узком значении слова, в XI–XII вв. в среде западноевропейского рыцарства. Основной причиной появления гербов были особенности средневекового военного доспеха, скрывавшего лицо воина. Рыцарские турниры – очень популярные в средневековой Западной Европе военные состязания – привели к появлению на щитах рыцарей различных отличительных изображений и специальных лиц – герольдов, в обязанности которых входило описание гербов и определение их принадлежности. Постепенно эти отличительные знаки стали наследственными. Вырабатывается целая система строгих правил, по которым составляются гербы. Со временем вопросами герботворчества стали заниматься государственные органы».

Именно в это время были разработаны правила составления гербов, определены их главные составные части: щит; шлем; корона или нашлемник, венчающий шлем; намет – украшения, выходящие из шлема; щитодержатель; девиз; мантия. Девиз располагался на ленте внизу щита, который являлся главной частью герба, наличие других частей было необязательно. Щиты подразделялись на типы: германский, итальянский, испанский. Но наибольшее распространение, в том числе и в России, получил французский щит: четырехугольной формы с заострением внизу посередине.

В России Геральдическая контора, в задачу которой входило создание городских и личных гербов, была создана в 1722 г., указом Петра Первого. С 1797 года начинает издаваться «Общий гербовник дворянских гербов Российской Империи». Однако гербы появились на Руси гораздо раньше – некоторые исследователи относят появление первых гербов к XII веку. Но прошли столетия, прежде чем положение о гербах было зафиксировано документально. Так, царский указ 1692 года предписывал, чтобы в городской приказной избе Ярославля «быть печати изображением герб Ярославской». За основу герба была взята эмблема Ярославского княжества, изображенная в «Титулярнике» – Большой государственной книге 1672 г.

Герб Ярославля тоже имеет историю, уходящую в седую древность. На гербе Ярославля изображен медведь с протазаном (ранее, до XVIII в., изображался трезубец – родовой знак Рюриковичей). Считают, что это изображение связано с древним культом медведя, характерным для Верхнего Поволжья еще в IX–X вв. Возможно, здесь отразилась легенда об основании Ярославля на месте, где ростовский князь Ярослав Мудрый (978–1054) убил секирой медведя, выпущенного на него местными язычниками. Но на более древнем гербе Ярославля изображался вовсе не медведь, а рыба, что говорит о том, что история ярославского герба более сложная, чем принято считать. Впрочем, это касается не только герба, но и происхождения самого города и его названия.

В том же «Титулярнике» 1672 г. наряду с изображением 33 гербов царств, княжеств и земель было дано описание ростовского герба: «В седьмой червленой части герб Ростовский – серебряный олень с золотым ошейником». Спустя почти столетие Сенат поручил геральдмейстеру составить гербы для всех городов Ярославского наместничества, в которое был включен Ростов. Затем гербы были утверждены императрицей Екатериной Второй. 3 августа 1777 года ею был подписан указ Сенату об учреждении Ярославского наместничества из 12 уездов: Ярославского, Ростовского, Петровского, Борисоглебского, Угличского, Рыбинского, Мышкинского, Моложского, Пошехонского, Любимского, Даниловского и Романовского.

Этим же указом село Петровское переименовывалось в город Петровск, давалось описание его герба: «Щит разрезан на два: из зеленого поля выходящий медведь в серебряном поле, доказывая, что сей город принадлежит к Ярославскому наместничеству».

Ростовский герб, утвержденный 20 июля 1778 года, описывался так: «В червленом поле олень серебряный, рога, грива и копыта золотые».

В таком виде ростовский герб сохранился до наших дней.

В «Полном собрании законов Российской империи», где даны описания всех российских гербов, про ростовский герб сказано, что «герб старый». Примечательно, что олень на гербе не обычный, а северный, что еще раз подтверждает его древность, поскольку эти копытные животные в изобилии водились на территории нашей области в далеком прошлом. Имеющееся предположение о появлении оленя на гербе Ростова основывается на местных преданиях, обычаях и фольклорных произведениях. Они свидетельствуют, что еще в древние времена существовал культ обожествления этого животного жителями Ростовского края.

Сохранилась песня, которую пел хоровод, призывая оленя «начать лето», он же и «заканчивал лето». Эти языческие представления позднее переплелись с христианскими верованиями и дожили до наших дней. Если спросить в ростовской деревне у старых людей, когда кончается лето и купаться уже нельзя, они ответят: «В праздник первого Спаса, – и добавят: – Олень окунул копыто в воду». В книге «Ростов Великий» М.Н.Тюнина приводит стихотворение уроженца Ростовского края поэта И.А.Ханаева «Олень», в котором так объясняется символика ростовского герба:

Я живыми вижу их,

Древних родичей своих.

Был кормильцем им Олень,

Был радельцем им Олень,

Не оленье ль мясо ели,

Не Оленю ль песни пели,

Не его ли шли молить

Лету двери отворить?

Очевидно, когда-то северные олени действительно обитали в наших краях, что привело к их обожествлению и включению оленя в герб Ростова. Но есть и другая версия, приведенная А.А.Титовым в его книге «Ростовский уезд Ярославской губернии» при объяснении названия деревни Оленино Ильинской волости:

«По Хлебниковскому летописцу, когда св. кн. Владимир был в Ростове, он убил здесь оленя, которого «изобразил на печати, данной ростовским купцам для свободной торговли по всем русским городам».

У историков нет сведений, что крестивший Русь киевский князь Владимир бывал в Ростове. Не сохранился и Хлебниковский летописец, о котором А.А.Титов узнал от другого ростовского краеведа – А.Я.Артынова. Но в любом случае изучение старинных гербов городов России подтверждает тот факт, что изображение на гербах медведя, лося и оленя имеет самые древние традиции.

В книге «Земельные гербы России XII–XIX вв.» (М., 1974) Н.Н.Сперансов, заметив, что точных сведений о времени возникновения эмблемы Ростова нет, пишет: «Думается, северный олень попал в нее не случайно, так как он имел важное значение в жизни обитателей края».

Такая постановка вопроса представляется нам вполне правильной, выходящей из логики создания гербов.

Однако другой точки зрения придерживаются авторы статьи «Об эмблематике и гербе Ростова XIV–XVII в.» С.В.Сазонов и Д.Б.Ойнас:

«Не выдерживает критики и однозначное объяснение символики ростовского герба пережитками или «воспоминаниями» о будто бы имевшемся когда-то в Ростовском крае культе оленя. Во-первых, подобное утверждение не подкреплено ни письменными, ни археологическими, ни какими-либо другими видами источников. Во-вторых, предположение М.Н.Тюниной о том, что этот культ был «учтен» в XVII в. при составлении ростовской эмблемы, выглядит достаточно наивным».

Об одном из источников, связанным с названием деревни Оленино, мы уже писали выше. Можно по-разному относиться к этому сообщению А.А.Титова, но деревня Оленино, получившая свое название от слова «олень» – историческая реальность, доказывающая, по крайней мере, что нечто вроде культа оленя действительно могло существовать в Ростовском крае. Об этом говорят и приведенные выше фольклорные свидетельства.

Что же касается «наивности» М.Н.Тюниной, то справедливее было бы обвинить в наивности всю геральдистику, которая именно так, с использованием исторических реалий и преданий, объясняет образование древних русских гербов. Пример тому – герб Ярославля. Ростов гораздо старше его, поэтому вполне логично предположить, что история ростовского герба имеет более древние корни. Другое дело, что изображение оленя не сразу закрепилось на ростовском гербе.

В той же статье С.В.Сазонова и Д.Б.Ойнаса приведены сведения о ростовской печати в эпоху Ивана Грозного, на которой была изображена птица. Но уже при Михаиле Федоровиче Романове, на покровце с изображением государственного герба среди окружающих его 12 территориальных эмблем, изображена и ростовская эмблема – с оленем. «Ростовский елень» был изображен и на знамени царя Алексея Михайловича.

Спрашивается: почему изображение птицы не закрепилось на ростовской эмблеме, а появился олень? Авторы упомянутого выше очерка предполагают, что здесь сказалось влияние христианского искусства, в котором образ оленя понимался как символ христианской души. Но почему же тогда этот символ не появился раньше, ведь христианству на русской земле к моменту появления на ростовской эмблеме оленя было уже свыше 600 лет?

На наш взгляд, естественней предположить, что в окончательном определении сюжета ростовского герба сказался не религиозный мотив, а исторический. Или же происхождение герба связано с какими-то ростовским преданием, один из вариантов которого, возможно, отразился в топониме «Оленино».

В пользу этого предположения история владимирского герба, на котором изображен стоящий на задних лапах лев с крестом. Как выяснили исследователи, лев был эмблемой Андрея Боголюбского. Таким образом, создатели владимирского герба заглянули не в Библию, а в Историю, что гораздо логичнее и с точки зрения здравого смысла, и геральдистики.

Свою историю имеет и государственный герб России – двуглавый орел, заимствованный русскими князьями из Византии, от которой Русь приняла христианство.

Впервые двуглавый орел появился на печати, скреплявшей документ 1497 года. На лицевой стороне этой же восковой печати был изображен всадник, поражающий копьем змея. Это изображение заимствовано из житийной литературы и восходит к сказаниям о воине Георгие, победившем змея, пожиравшего людей. Сначала изображение всадника было неофициальным гербом московских князей (XIV–XV), позднее, через три столетия, стало гербом Москвы.

Первое официальное описание герба России – с двуглавым орлом, тремя коронами, скипетром и державой – было сделано в 1667 году. В 1919 году, в связи с образованием РСФСР, был принят новый герб: обрамленный колосьями щит, на котором помещались серп и молот. С 1993 года был введен герб Российской Федерации, в общих чертах повторяющий герб Российской Империи.

Тогда же красный советский флаг с серпом и молотом был заменен на трехцветный – из белой, синей и красной полос, впервые появившийся в России во второй половине XVII в. Кстати, стяг Дмитрия Донского, под которым русские войска сражались на Куликовском поле, был багряно-красного цвета, с изображением Иисуса Христа. Под таким же знаменем русские войска в 1552 году брали Казань. В конце XVI–XVII вв. его заменило полотнище белого цвета с золотой каймой и изображением двуглавого орла.

Указом 1852 года единственно правильным флагом был признан черно-желто-белый флаг – как соответствующий гербовым цветам России. Бело-сине-красный флаг указом от 1705 года Петр Первый обязывал вывешивать на торговых морских и речных судах, т.е. применять в качестве коммерческого флага. С 1883 года он стал использоваться и как государственный флаг.

Не всегда одинаково объяснялась цветовая символика флага. По одной из версий расположение полос отражало древнее представление о строении мира: белый – мир божественный, синий (лазоревый) – мир небесный, красный (алый) – мир физический. Одновременно эти цвета символизировали Веру, Надежду и Любовь. Но было и другое объяснение трехцветного флага – как символ единения белорусского, украинского и русского народов.

После развала Советского Союза были восстановлены некоторые царские награды, на которых изображены символы Российской Империи: двуглавые орлы, короны и т.д. Среди этих орденов – орден святого апостола Андрея Первозванного, орден святого Георгия, Знак отличия Георгиевский крест.

Появились почетные знаки отдельных областей России. Так, в Ярославской области постановлением губернатора был учрежден Почетный знак святого Луки «За развитие искусства», Почетный знак «За доброту и милосердие» и «Почетный знак Ярослава Мудрого», на котором изображен ростовский князь, основатель Ярославля.

А первое награждение на Руси, согласно Никоновской летописи, состоялось в 1000 году от Рождества Христова (6508 год от Сотворения Мира):

«В лето 6508 прииде Володарь со половцы к Киеву, и изыде мощию во сретение им Александр Попович, и уби Володаря и брата его и иных множество половец изби, а иных в поле прогна. И се слыша Володимер и возрадовался зело, и возложи на не гривну злату».

Таким образом, если верить летописному сообщению, первым русским награжденным был Александр Попович – возможный прототип богатыря Алеши Поповича родом из Ростова. Но, возможно, это только легенда. Бесспорным, на наш взгляд, остается то, что герб Ростова с изображением оленя является одним из древнейших русских гербов. Сама логика подсказывает: у древнего города – и герб древний.

на главную
назад
вперед
содержание


Используются технологии uCoz