Дмитрий Ростовский. Финифть. Первая половина  XIX в. Древнерусская литература

стория не сохранила имена авторов древних ростовских преданий о языческих богах и волхвах-проповедниках, имена первых ростовских летописцев и первых писателей, создавших жития Леонтия, Авраамия и Иакова, проникнутых высокой поэзией и гражданственностью. Но сам факт существования этих произведений говорит об уникальности истории Ростовского края, о древнейших корнях его культуры.

Мы уже говорили о возможной причастности Марьи Черниговской к судьбе «Слова о полку Игореве», которое могло заинтересовать ее и как читательницу, и как летописца. Но есть еще одно произведение древней русской литературы, к которому могла быть причастна Марья Черниговская. Его называли маленькой «Илиадой», воспевающим Отечество солнечным гимном, единственным на протяжении столетий памятником литературы, в центре которого не отдельная личность, а целое государство. Это – «Слово о погибели Русской земли», начинающееся так:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!»

Исследователи считают, что это произведение было создано между 1238 годом, когда началось татарское нашествие, и 1246 годом, когда умер упомянутый в нем великий князь владимирский Ярослав Всеволодович; вероятное место написания – княжеский Владимир. Но так ли это? Как мы уже говорили выше, после Ситской битвы общерусское летописание перешло к Ростову. Не была ли автором этого светлого, поэтического произведения, в котором звучит нежная любовь к родине, Марья Черниговская? Знатоки древнерусской литературы отмечают, что его отдельные образы и стилистические приемы близки «Слову о полку Игореве». Некоторые даже высказывали предположение, что это – одна из глав полного списка «Слова о полку Игореве». В данном случае нам важно другое: не здесь ли, в Ростове Великом, с его глубинными корнями истории и культуры, встретились эти гениальные произведения древнерусской литературы о нашем героическом и трагическом прошлом?

Как уже отмечалось, в исторической науке существует предположение, что прототипом былинного богатыря Алеши Поповича стало реальное историческое лицо – ростовский воин Александр Попович. После смерти князя-книжника Константина, много сделавшего для укрепления Ростовского княжества, Александр Попович ушел со своей дружиной из Ростова в Киев и погиб в 1223 году в битве с татарами на реке Калке.

«Повесть о битве на реке Калке» – так называется произведение древнерусской литературы, вошедшее в состав Тверской летописи. Его открывает рассказ об Александре Поповиче, созданный, по мнению академика Д.С.Лихачева, на основе ростовских народных преданий о богатыре Алеше Поповиче.

По заданию московского князя Ивана Калиты ростовский епископ Прохор в 1327 году написал «Житие митрополита Петра», о котором историк В.О.Ключевский сказал:

«Цель жития – наглядно, на отдельном существовании, показать, что все, что требует от нас заповедь, не только исполнимо, но не раз и исполнялось, стало быть, обязательно для совести».

Кроме того, это житие служило политической цели – усилению роли Москвы для объединения вокруг нее всех русских земель.

Вдохновителем Куликовской битвы по праву называют Сергия Радонежского – уроженца села Варницы под Ростовом, создателя знаменитой Троице-Сергиевой Лавры. Его житие написал Епифаний Премудрый, имя которого мы уже упоминали выше. Напомним еще раз, что он учился в Ростовском Григорьевском затворе, обладавшем богатейшей по тем временам библиотекой. В книге «Описание Ростова Великого» А.А.Титов писал:

«О начале и последующем существовании Григорьевского монастыря почти ничего не известно; знаем только, что он существовал задолго до XIV века и славился ученостью своих монахов и библиотекой; здесь изучали богословие, греческий и латинский языки; здесь при богослужении на клиросах пели по-гречески и по-русски».

Выпускником Григорьевского затвора был известный церковный просветитель, создатель зырянской письменности Стефан Пермский, житие которого тоже было написано Епифанием Премудрым – одним из первых русских профессиональных писателей, со своим оригинальным стилем «плетения словес».

Известно, что около 1370 года Епифаний Премудрый совершил паломничество в Святую землю. После 1380 года был иноком Троице-Сергиева монастыря, позднее, вероятно, переселился в Москву. Кроме «Слова о житии и учении Стефана Пермского» и «Похвального слова и жития Сергия Радонежского» его перу принадлежит «Послание иеромонаха Епифания к некоему другу своему Кириллу», где дана высокая оценка деятельности художника Феофана Грека, которого хорошо знал Епифаний. По мнению А.В.Соловьева, Епифаний Премудрый был автором «Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Руського». Как отмечали исследователи древнерусской литературы, произведения Епифания Премудрого содержат в себе множество ценных исторических и этнографических сведений о его времени. Что касается разработанного им стиля «плетения словес», то он значительно обогатил древнерусский литературный язык, сделал его более ярким и выразительным.

После Куликовской битвы пройдет еще сто лет, прежде чем зависимость Руси от Орды будет ликвидирована окончательно. Читаем в летописи:

«В лето 1480 безбожный царь Ахмат Большой Орды пошел на православное христианство, на Русь, на святые церкви и на великого князя, похваляясь пленить все православие и самого великого князя взять, как при Батые было». Русские и татарские войска встретились на реке Угре – левом притоке Оки. Великий князь Иван III «слышал злых человек-сребролюбцев, богатых и брюхатых, предателей христианских, угодников басурманских, которые советовали государю на зло христианское: «Пойди прочь, не можешь с ним стать на бой». Сам дьявол их устами глаголил».

И в этот критический момент Ивану III пришло послание Вассиана Рыло, архиепископа Ростовского:

«Дошло до слуха нашего, что прежние твои злые советники не перестают шептать в ухо твое лживые слова и советуют тебе не противиться супостатам. Молюся твоей державе, не слушай такого их совета. Что советуют те льстецы, мнящие, что они христиане? Повергнуть щиты свои и не сопротивляться окаянным сыроядцам? Продав свое отечество, как бегунам скитаться по иным странам?..»

Гневные слова архиепископа возымели действие, русские войска не дрогнули, «а на царя Ахмата нашел страх от бога, и побежал он, никем не гонимый, от Угры».

Одновременно с посланием великому князю Вассиан написал воззвание к русским воинам, в котором говорилось:

«О храбрые, мужественные сыновья русские, боритесь за то, чтобы сохранить свое отечество, Русскую землю, от поганых. Не пощадите своих голов, да не узрят очи ваши пленения и ограбления святых церквей и домов ваших, и убиения чад ваших и поругания жен и дочерей ваших».

Родина мужественного архиепископа Вассиана – деревня Рылово Савинской волости на реке Луге:

«По Хлебниковскому летописцу, в XV веке на этом месте стояла хижина Ратая-Степы, сын которого Василий поступил в монашество под начало св. Пафнутия Боровского и впоследствии был архиепископом ростовским, под именем Вассиана; он на месте своей родины построил киновию, где живал продолжительные сроки».

О Вассиане известно, что он был иноком Пафнутиево-Боровского монастыря, игуменом Троице-Сергиева монастыря, архимандритом Новоспасского монастыря, архиепископом Ростовским стал в 1486 году. Он был одним из ближайших советников Ивана III, в 1479 году крестил его сына – будущего великого князя Василия III.

Помимо высокой гражданственности, Вассиан Рыло обладал литературным талантом и тонким художественным вкусом. Именно он заказал «лучшим и искуснейшим в Русской земле живописцам» Дионисию и его товарищам роспись икон для только что выстроенного собора Успения в Москве, о чем сохранилась запись в летописи: «В лето 1481 владыка ростовский Вассиан дал сто рублей мастерам-иконникам Дионисию, да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне писать деисус в новую церковь святой Богородицы, и написали чудно вельми и с праздниками и с пророками».

В «Послании на Угру» Вассиан Рыло не только призывал Ивана III решительно покончить с зависимостью от Орды, но и нарисовал образ идеального государя.

Так после Сергия Радонежского, вдохновившего Дмитрия Донского и весь русский народ на Куликовскую битву, другой ростовец Вассиан Рыло внес свой вклад в окончательную победу над поработителями.

Щедра Ростовская земля на таланты: для одних она была родиной, других притягивала к себе своими святынями и книжными сокровищами. Кроме «Жития Сергия Радонежского» Епифаний Премудрый написал «Повесть о Стефане, епископе Пермском», вместе с которым учился в Григорьевском затворе. О Стефане тоже осталось свидетельство – в информации о деревне Гусарниково Перовской волости на реке Печегде:

«В XIV в. Гусарниково было поместьем ростовского князя Андрея Андреевича Голенина-Смолы, который построил тут новый дом. Эту постройку приезжал осматривать тогдашний ростовский владыка Парфений (по другим летописям Пафнутий), а вместе с ним только что рукоположенный им диакон Стефан, бывший впоследствии просветителем земли Пермской и причисленный к лику святых».

В XV столетии на Ростовской земле возникла «Повесть о Петре, царевиче Ордынском». Явно написанная ростовцем, повесть рассказывает о татарском царевиче, который, тайно покинув Орду, пришел в Ростов, где принял христианство. В книге «Описание Ростова Великого» вот что писал о царевиче Петре А.А.Титов, коротко пересказывая его житие:

«Родом – татарский царевич, отца и матери у него не было, а жил он у дяди, хана Беркая. Царевич тайно от него ушел в Ростов, где и крестился под именем Петра. Однажды он находился близ города и заснул; во сне, а потом и наяву, ему явились апостолы Петр и Павел и велели на том месте, где он спал, построить во имя их церковь, и, дав ему два мешка, один с золотом, а другой с серебром, стали невидимы. Петр тотчас же возвратился в Ростов и рассказал о случившемся епископу Игнатию. Потом на данные апостолами деньги он купил у ростовского князя Бориса то место, где явились апостолы, и построил тут церковь и при ней монастырь Петровский. Вскоре после этого царевич Петр женился, но, овдовев, постригся в монашество, в 1253 г. скончался в основанном им монастыре».

В конце XVI века неизвестным автором, как считают многие исследователи, – жителем Ростова, написана сатирическая «Повесть о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове», рассказывающая о тяжбе из-за Ростовского озера между боярским сыном, «вором и разбойником» Ершом, и «божьми сиротами» – крестьянами Лещом и Голавлем.

Исследователи древнерусской литературы отмечали, что повесть, написанная в форме судебного разбирательства, родственна народному эпосу о животных. Точность социальных характеристик действующих лиц умело сочетается с «рыбьими» признаками героев повести, что усиливает комический эффект. Явно под влиянием этой повести написаны некоторые сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина.

На одном из списков повести указана дата – 1597 год. Четыре редакции повести представлены более чем 30 рукописями XVII–XIX вв., во второй половине XVIII в. на сюжет повести был создан лубок, что говорит о ее широкой популярности.

Высказывалось предположение, что написанная в XVII веке другая известная сатирическая повесть «Шемякин суд» тоже создана на Ростовской земле и представляет собой историческое воспоминание о князе Дмитрии Юрьевиче Шемяке, по преданию, бывшего одно время наместником в Ростове. В информации о селении Судино Шулецкой волости А.А.Титов в частности писал, что здесь «творил здесь неправедный суд проживавший в Ростовской области Шемяка, отчего село и получило свое название».

А.Н.Афанасьев видел в повести обработку народной сказки, добавим к этому – созданной на Ростовской земле. Упоминание имени Шемяки в другой ростовской сказке – «О семи семионах – родных братьях» – убедительно подтверждает это предположение.

По мотивам повести «Шемякин суд» были созданы две поэтические версии (XVIII и XIX веков), лубок XVIII века, повесть Ф.Задубского (1780 г.), стихотворное переложение К.Льдова (1890 г.), комедии Н.Попова (1900 г.) и А.Глаголина (1936 г.).

Уроженец села Протасьево под Ростовом Авраамий Палицын (в миру – Аверкий Иванович) – автор «Сказания о Смутном времени», которым и сейчас пользуются историки.

Авраамий Палицын происходил из старинного рода ростовских дворян. Как говорит предание, его предок, служивший Дмитрию Донскому, был прозван Палицею якобы за то, что сражался железной палицей весом в полтора пуда. Служил воеводой в городе Коле (ныне – районный центр под Мурманском). Высказывалось предположение, что он участвовал в заговоре Шуйских, за что в 1588 году был пострижен в монахи и сослан в Соловецкий монастырь. При Борисе Годунове ему было возвращено конфискованное во время опалы имущество, он был переведен в Троице-Сергиев монастырь. Во время польско-литовской интервенции вместе с архимандритом Троице-Сергиева монастыря Дионисием Зобниновским написал послание к князю Дмитрию Пожарскому, побуждая его возглавить борьбу за освобождение Москвы. Во время 16-месячной осады Троице-Сергиева монастыря был одним из вдохновителей его обороны, вместе с архимандритом Дионисием рассылал по городам грамоты, призывая ратных и прочих русских людей к общему походу против захватчиков. Активно участвовал в выдвижении на царство Михаила Романова, однако после возвращения из польского плена митрополита Филарета опять попал в опалу и вновь был сослан в Соловецкий монастырь, где и умер в 1627 году.

«По Хлебниковскому летописцу, – писал о селе Протасьеве А.А.Титов, – тут была вотчина княгини Ксении, супруги князя Романа Андреевича Приимкова; сын княжны Ксении, кн. Владимир Иванович Приимков, передал вотчину в род Палицыных, из них вышел знаменитый келарь Троицкой лавры Авраамий Палицын».

«Литературный подвиг Мусиных-Пушкиных» – так называется очерк Ю.Бегунова в журнале «Русь» (№ 2-99), в котором была высказана версия о том, что на ростовской земле во второй половине XVII века супругами Алексеем Богдановичем и Ириной Алексеевной Мусин-Пушкиными была написана «Книга о великих князьях русских, отколе произыде корень их». Эта рукописная книга в 500 страниц была собрана ими из древних ростовских преданий и затем погибла. Переписанная А.Я.Артыновым, она вошла в историю под названием «Мусин-Пушкинский сборник». Ю.Бегунов называет Мусиных-Пушкиных «выдающимися писателями России XVII века».

В 1702 году ростовским митрополитом был назначен Дмитрий Ростовский (Даниил Туптало). Родился в 1615 г. около Киева и в 18 лет постригся в монашество. В Ростове, по словам А.А.Титова, «ревностно боролся с раскольниками», основал духовное училище, его перу принадлежат такие произведения, как многотомные Четьи-Минеи (жития святых), «Розыск о Брынской вере», «Летописец о Ростовских иерархах», «Летопись о славянском народе» и др., писал и ставил в Ростове духовные драмы.

В ростовских топонимах нет упоминания Дмитрия Ростовского, но его имя было увековечено в другом месте: в 1761 году, в честь Дмитрия Ростовского, Темерницкая крепость на юге России была переименована в Ростовскую крепость. Со временем крепость превратилась в город Ростов-на-Дону, который, по сути дела, наследовал не только имя, но и славу Ростова Великого.

В Собрании российских древностей А.И.Мусина-Пушкина, в котором хранилось «Слово о полку Игореве», были и сочинения Дмитрия Ростовского. Любопытная деталь: когда археограф К.Ф.Калайдович, который провел настоящее следствие, чтобы выяснить обстоятельства находки «Слова о полку Игореве», спросил у типографщика Семена Селивановского, принимавшего участие в издании «Слова», каким почерком была написана рукопись, тот, не раздумывая, ответил, что почерк был не очень древний и похож на почерк Дмитрия Ростовского, с рукописями которого типографщику приходилось иметь дело.

Скончался Дмитрий Ростовский в 1709 году, похоронен в Спасо-Яковлевском монастыре. По завещанию митрополита, в гроб были положены его «черновые бумаги», т.е. черновики. Можно предположить, что у странного предсмертного наказа митрополита было очень простое объяснение: его творчество выходило за рамки церковных догм, не всеми своими мыслями он мог поделиться с современниками, потому и взял самые сокровенные записи с собой в могилу.

Уже в наше время Московский камерный театр осуществил постановку спектакля «Ростовское действо», созданного по «Комедии на Рождество» Дмитрия Ростовского. Он был автором текста и музыки, в свое время комедия вызвала огромное количество подражаний, была проникнута верой в мир, добро и справедливость. Имела большой успех и современная постановка: заложенные в комедии идеи не устарели, творчество Дмитрия Ростовского продолжает служить людям.

По сути дела, здесь, в Ростове, митрополит Дмитрий начал работу, которую в Ярославле продолжил Федор Волков и завершил созданием первого русского театра. Таким образом, Дмитрия Ростовского можно назвать одним из первых отечественных драматургов, а Ростов может по праву разделить с Ярославлем честь называться родиной русского театра.

Еще одна уникальная фигура ростовской истории – Арсений Мацеевич. Родился в Польше в 1697 году, в семье польской шляхты. Постригся в монашество в Киеве, был законоучителем в Петербургской академии. В 1733 году совершил объезд северных епархий, вступил в полемику с сосланными в Соловецкий монастырь раскольниками, в результате чего появилось его литературное произведение «Увещевание к раскольнику», написанное страстным, живым языком. В 1742 году назначен ростовским митрополитом, проявил себя ярым защитником старых допетровских порядков, за устранение светских лиц из Синода и восстановление патриаршества.

В то время вышло распоряжение правительства об учреждении монастырских штатов, резко ограничивающее духовенство в управлении церковным имуществом. Арсений написал по этому поводу знаменитое «Доношение» в Синод, за что в 1763 году был лишен архиерейского сана и сослан на Белое море, в Анзерский скит. По доносу, за произнесение дерзких слов против Екатерины Второй, был лишен и монашеского чина. Заключенный в Ревельскую крепость под именем Андрея Враля, он скончался от голода. На стене каземата незадолго до смерти написал: «Благо мне, Господи, яко смирил мя еси».

Можно сказать, что Ростовскому краю «везло» на деятелей церкви – в своем большинстве это были люди незаурядные, талантливые, деятельные, оставившие яркий след не только в истории Ростовского края, но и в истории всей России.

Спасо-Яковлевский монастырь, где был похоронен митрополит Дмитрий Ростовский, образовался в результате слияния Княгинина монастыря, основанного Марьей Черниговской, и Яковлевского, заложенного в конце XIV века при ростовском епископе Иакове. Рядом с Зачатьевском храмом, возле которого был погребен Дмитрий Ростовский, стоит Дмитриевский собор. Сюда просвещенный граф Шереметев – муж знаменитой параши Жемчуговой – намеревался перенести обретенные мощи Дмитрия Ростовского, но этому неожиданно воспротивились монахи.

А неподалеку возвышается церковь Спаса на Песках бывшего Княгинина монастыря. Где-то здесь, в темной келье, одетая в черное монашеское одеяние, создавала летописные рассказы-некрологи по убитым татарами русским князьям Марья Черниговская. Возможно, здесь перелистывала она страницы «Слова о полку Игореве», сочувственно скорбела над плачем Ярославны и скупо улыбалась, читая о возвращении князя Игоря из плена, переживая радость его молодой жены. Сама княгиня Марья не дождалась этого счастья, так хоть чужой радостью на мгновения согреть озябшую одинокую душу.

А может, здесь же под ее пером родилось и «Слово о погибели Русской земли» с его страстным поэтическим запевом: «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!..»?

По большому счету, Ростовский край можно назвать родиной великорусской литературы, начало которой было положено преданиями, житиями, летописями, первыми авторскими произведениями, составляющими золотой фонд древнерусской культуры.

на главную
назад
вперед
содержание


Используются технологии uCoz