М.Н.ТюнинаМ.Н.Тюнина

раеведы восстанавливают историю родного края, возвращают из забвения имена замечательных земляков, но нередко получается так, что сами они как бы остаются в тени. Поэтому будет справедливо, если теперь я расскажу о Марии Николаевне Тюниной, имя которой неразрывно связано с историей ростовского краеведения.

Мария Николаевна Тюнина родилась 26 марта 1911 года в Ростове. Дед ее был крепостным, отец работал на фабрике «Рольма», два брата погибли на фронте. Жилось трудно, однако, поставив перед собой цель получить образование, в 1928 году Мария Николаевна закончила школу-девятилетку с педагогическим уклоном, а в 1931 году литературно-лингвистический факультет Ярославского педагогического института им. К.Д.Ушинского. После его окончания вернулась в Ростов, в старый дедовский дом на нынешней Пролетарской улице, в котором и прожила всю свою жизнь. До самой пенсии преподавала русский язык и литературу в ростовских школах, в средней школе № 1 вела занятия литературного кружка. Во время Великой Отечественной войны в этой школе размещался госпиталь, и члены кружка под руководством Марии Николаевны устраивали для раненых настоящие литературные концерты с чтением стихов собственного сочинения.

Свыше четверти века проработала Мария Николаевна в школе. Толчком к занятию краеведением, по ее собственным словам, послужило 50-летие средней школы № 1, в которой она и сама училась, а с 1941 по 1957 год других учила. Школа была возведена на средства купца Кекина, по проекту московского архитектора Трубникова, в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми в то время к учебным заведениям. (К слову сказать, эта школа и сейчас остается лучшей в Ростове.) Не менее высокие требования предъявлялись и к преподавательскому составу. Кроме того, в стенах школы после революции проходили заседания Комитета общественной безопасности – органа власти, созданного городской буржуазией, и Совета рабочих депутатов, объявившего в городе советскую власть. Материалов было столько, что Мария Николаевна вполне могла написать об истории школы отдельную книгу. Но тут в ее жизнь опять вмешался случай. В 1962 году Ростов отмечал свое 1100-летие, Марию Николаевну включили в комиссию по подготовке юбилея. На одном из заседаний этой комиссии она предложила в честь праздника оживить звоны Успенского собора, которыми когда-то так славился Ростов, – благо колокола целы и некоторые звонари живы.

Во время празднования юбилея города в Ростове прошла сессия Ученого совета, на которой выступили известные московские и местные историки, археологи, архитекторы, краеведы. Вот тогда, по признанию Марии Николаевны, она и решила окончательно посвятить все свои силы изучению истории родного города.

Хотя к юбилею оживить Ростовские звоны не успели, Мария Николаевна своего все равно добилась. Вот как она писала об этом в статье «Ростовские колокола и звоны», опубликованной в 1982 году в нескольких номерах районной газеты «Путь к коммунизму»:

«Краеведы готовились к 1100-летнему юбилею города, и каждый имел поручение. Я добровольно взяла на себя две обязанности: разработать тему доклада «Наши знатные земляки-современники» и решить вопрос о воспроизведении и записи звонов на пленку. В апреле 1962 года в газету «Известия» я послала отклик на статью Ильи Глазунова «Что помнить, чем гордиться». Автор писал, что мы порой стремимся побывать за рубежом, чтобы полюбоваться там рукотворными памятниками, а порой и не подозреваем, что совсем недалеко от нас есть шедевры не хуже заграничных, как, например, Ростовский кремль. Я в своем письме сообщила, что в Ростовском кремле есть звонница с набором редких колоколов, которые хорошо сохранились, живы звонари, которые помнят и могут воспроизвести звоны, и если сейчас не записать их на пленку, этот «памятник» музыкальной культуры будет утрачен навсегда. Мне долго не было ответа. И лишь в марте 1963 года пришло разрешение из Москвы и указание Ярославскому управлению культуры все приготовить к записи звонов для фонотеки страны... Эти записи были переписаны на пластинку, которую большим тиражом выпустила фирма «Мелодия» в 1966 году при участии и помощи заслуженного деятеля искусств Николая Николаевича Померанцева».

Через четыре года после юбилея газета «Советская культура» писала: «Не будь в Ростове-Ярославском Марии Николаевны Тюниной, никогда не слышать бы нам знаменитые Ростовские звоны, гордость земли русской».

В 1969 году в Ярославле вышла книга М.Н.Тюниной «Ростов Великий» с подзаголовком «Путеводитель по городу и его окрестностям». Рукопись получила право на издание по конкурсу, в результате тщательного отбора, но на этом авторское «хождение по мукам» не кончилось. Мария Николаевна вспоминала, что весь гонорар за книгу ушел на поездки в Верхне-Волжское книжное издательство для согласования с редактором текста, иллюстраций и т.д.

В 1976 году за многолетнюю трудовую деятельность и активное участие в общественной жизни Марии Николаевне было присвоено звание «Почетный гражданин города Ростова». А уже на следующий год это почетное звание весьма пригодилось ей в борьбе с необразованными чиновниками, которые приняли решение вывести Ростовский музей в здание всё той же средней школы № 1, а Ростовский кремль приспособить под международный туристический центр. Под угрозой уничтожения и варварской перестройки оказались уникальные памятники архитектуры. Эта идея, оскорбительная для ростовцев, гордящихся своим древним, уникальным городом, своей великой историей, появилась не сразу.

В своей первой книге стихов «Предчувствие любви», вышедшей еще в 1968 году, талантливый, но рано ушедший из жизни ростовский поэт Александр Гаврилов гневно писал о грядущей судьбе знаменитой звонницы Успенского собора:

Скоро тебя почистят, починят.

Дело ясное, дело нужное.

И будет Сысой деловито и чинно

Звать туристов к обеду и ужину.

Звуки, что призывали на подвиги,

До слез обидно – означат теперь:

Господа и товарищи, кушать подано!

В столовую митрополита – настежь дверь!

Так пусть с меня рубанком ругни

Снимают сегодня за стружкою стружку.

Я былым звонарям сродни –

Не превращайте звонницу в побрякушку!

«Стружку за стружкой» начали снимать и с Марии Николаевны, дом которой на Пролетарской улице стал своеобразным штабом ветеранов Ростова, осмелившихся встать на защиту чести и достоинства Ростовского кремля. Все было: и увещевания в лицо, и угрозы по телефону, и вызовы в ЦК КПСС, но старая гвардия выстояла – и музей остался в кремле, там, где он родился. Немалая заслуга в этом принадлежит Марии Николаевне Тюниной.

Выше я писал о трех чудесах Ростова Великого: Ростовском кремле, ростовских звонах и ростовской финифти.

Прямое отношение Мария Николаевна имела и к последнему чуду Ростова Великого: по материнской линии она была из рода Фуртовых – старинной фамилии финифтяников. В 1984 году в Москве вышла книга В.Шапошниковой «Ярославичи», в которой отдельная глава была посвящена Марии Николаевне Тюниной. О своем предке она вспоминала так:

«– Дядя Костя, Константин Александрович Фуртов, единственный из всех мастеров, кто раскрыл секреты письма по эмали. До начала нашего века промысел был секретом семьи. И занимались семьями. Из поколения в поколение. Ведь если кто другой узнает секрет, то семья лишится своего куска хлеба. Учеников не брали по той же причине. И промысел стал приходить в упадок. А дядя Костя создал пособие, так, чтобы каждый, кто хочет, мог работать. В начале этого века открылась даже школа финифти. Прекрасные были мастера – Назаров, Дубков».

Умение находить замечательных земляков и восхищаться их талантами – непременное качество настоящего краеведа, которым в полной мере обладала Мария Николаевна. Вместе с тем, как видим, ошибаются те, кто думает, что занятие краеведением – дело спокойное, отрешенное от мира сего. Очень часто настоящему краеведу, помимо огромного трудолюбия, требуется активная общественная позиция и гражданское мужество. Порой случаются и поражения.

В 1979 году в Ярославле вышло второе издание путеводителя по Ростову: в твердом переплете, с цветными иллюстрациями и расширенным повествованием. Вроде бы автору оставалось только радоваться выходу такой книги, но были в истории ее появления на свет моменты, которые не могли не огорчать Марию Николаевну. Во-первых, по настоянию свыше было изменено название: вместо «Ростов Великий» – «Ростов Ярославский», что само по себе представляет собой историческую несуразность. Ведь Ростов гораздо старше Ярославля, который входил в состав Ростовского княжества. Но чиновники порешили так: если теперь Ростов – всего лишь районный центр Ярославской области, то и зваться ему – Ростов Ярославский. Соответственно переименовали и путеводитель.

Есть в этой книге еще одна несправедливость, на этот раз проявленная не к городу, а к человеку – журналисту районной газеты Виктору Федоровичу Мамонтову. В литературно-художественном альманахе «Ростовский изборник», изданном в 1999 году, об этом впервые рассказал В.А.Андрианов – ответственный секретарь газеты «Ростовский вестник»:

«Готовилось к выпуску второе издание путеводителя М.Н.Тюниной «Ростов». Доподлинно знаю, что Мария Николаевна обратилась к бессребренику В.Ф.Мамонтову: здоровье уже не то, пособите, пожалуйста, Виктор Федорович. Тот без лишних слов садится за письменный стол и историческую часть путеводителя перелопачивает. Мария Николаевна с благородным волнением материал принимает и обещает выразить благодарность Мамонтову в аннотации к будущей книге. И сам Виктор Федорович удовлетворен как проделанной работой, так и добрыми словами автора в свой адрес, которые уже прочитал в корректуре. Но вот выходит путеводитель – и в аннотации появляется нейтральное: «Автор выносит благодарность всем, кто оказал помощь в работе». Почетный гражданин Ростова, беспартийная Мария Николаевна Тюнина смущенно говорит коммунисту Мамонтову:

– Извините, Виктор Федорович, но ставить вашу фамилию в издание в горкоме мне запретили».

Что ж, бывало и так. Возможно, кто-то возмущенно скажет: «Но зачем писать об этом?!» Отвечу кратко: «Урезанная история – это уже не история, а ложь». И историю ростовского краеведения нельзя сводить только к глубоко уважаемой мною Марии Николаевне Тюниной. Перечитайте в местной газете статьи того же В.Ф.Мамонтова – и вы убедитесь, какой это был талантливый и эрудированный человек. В плеяде замечательных ростовских краеведов Н.В.Чижиков, П.А.Сергеев. А сколько увлекательных, полезнейших материалов по истории родного края собрал и опубликовал в местной газете один из старейших сотрудников Ростовского музея, долгие годы заведовавший историческим отделом И.А.Морозов! Собрать их – и получится книга. Рассказать об авторе – и обозначится еще одна самобытная судьба краеведа. Повторю мысль, с которой начал эту главу: «Краеведы восстанавливают историю родного края, возвращают из забвения имена замечательных земляков, но нередко получается так, что сами они как бы остаются в тени».

Осветить их судьбы – задача краеведов, которые пришли им на смену.

на главную
назад
вперед
содержание


Используются технологии uCoz