Сергей Изводов.

По обе стороны зеркала

 

Эпитафия«Провинциальная поэзия представляет сегодня пространство неизведанное… Едва ли не каждое имя здесь – все равно что открытие, новый материк, путешествие по которому доставляет непременное удовольствие читателю. Свидетельство тому – и непосредственный интерес столичной публики к явлению поэзии в провинции…

У меня в руках скромная поэтическая книжка Михаила Сударушкина «Зазеркалье». Имя для книжки очень символичное. Искривленное отечественное мировидение и быт творят в сознании российского художника образы мало понятные в общепринятых координатах изобразительности. «Зазеркалье» в России есть не что иное, как самый ее реальный, подлинный облик. И самая кондовая действительность здесь, напротив, представляет собой исковерканный грубыми условностями мир. Это мир зримых контрастов: на одной грани –

 

Дорогое мое Семибратово,

Дорогие мои земляки…

По другую – Москва, что

 

Отделилась, отвернулась

От разграбленной страны,

На святыни замахнулась

Из-за каменной стены.

 

Созерцая такой мир, невозможно радоваться, но и невозможно от него отвернуться… Михаил Сударушкин выбирает, быть может, самый здоровый с эмоциональной точки зрения путь восприятия действительности: с легкой и доброй иронией, одновременным состраданием и оптимизмом:

 

Меня крестили наскоро.

С веревочною вязкою

Накинули на шею медный крест

 

И полусонный батюшка,

С собой поставив рядышком,

Молитву прочитал в один присест…

 

С тех пор живу я паинькой,

Здоровьем вышел слабенький,

И медный крест меня не уберег.

 

Уж умер поп тот старенький,

А я, как цветик аленький,

Всю жду, когда меня заметит Бог.

 

На малом пространстве русской провинции есть и время, и место для тихого и пристального наблюдения над окружающим миром. У Михаила Сударушкина мы встречаем пейзажные зарисовки, отличающиеся особенной свежестью и одновременно простотой.

Чтобы любить и замечать вокруг такие обыденности, надо уметь быть предельно сосредоточенным в себе человеком и в то же время широко открытым миру.

Особая часть творчества Михаила Сударушкина – короткие стихотворения в жанре шутки. Причем для Сударушкина это именно жанр – особая форма, определяющая и стиль, и характер поэтического зрения их героя. В них сквозит та же незлобивая ирония, направленная прежде всего в сторону самого создателя этих сочинений:

Ах, зачем ты, Саша Пушкин,

Гончарову возлюбил,

Ведь Дантес дуэльной пушкой

За нее тебя убил.

 

Вскоре Лермонтова Мишу

Выстрел тоже поразил:

Он Мартынова мартышкой

На беду себе дразнил.

 

Что я с гениями схожий,

Мною твердо решено:

От недобрых взглядов тоже

Сердце – словно решето.

… И все бы оставалось так легко, светло и ясно… Если бы уже никак не связанная с творчеством, а только с суровой действительностью, которая у нас иной раз горше, сложнее, но и красочнее самого из катастрофических романов русских классиков, необходимость избавиться от двух миров – по обе стороны зеркала. неважно, роковая ли случайность или коварный замысел уведут тебя в тот мир, который никогда уже не отразится ни по одну из сторон зеркала. А только лишь под образами – в последнем мерцании свечей.

содержаниевпередТалантливый был пареньназадглавная


Используются технологии uCoz