РусьРусь

В 1901 году в Ярославле открылся первый краеведческий съезд, посвященный изучению истории и древностей Ростово-Суздальской Руси. Инициатива созыва съезда деятелей историко-археологических учреждений центра России принадлежала членам Ярославской губернской ученой архивной комиссии. Позднее подобные краеведческие съезды состоялись и в других древних русских городах. Целью этих съездов было объединение научных работников, занимающихся изучением истории Ростово-Суздальского княжества, ставшего колыбелью великорусской нации и ее культуры. А спустя ровно 90 лет в Ярославле вышел в свет первый номер литературно-исторического журнала «Русь», учредителями которого выступили писательские организации Владимирской, Костромской, Ивановской и Ярославской областей, входящих в древности в пределы Ростово-Суздальского княжества.

Предлагались разные названия нового журнала, но остановились на названии, предложенном ответственным секретарем Ярославской писательской организации Ю.С.Бородкиным, – «Русь», которое наиболее точно отвечало географии и направленности нового печатного органа.

Местом прописки «Руси» стал Ростов – город, который на протяжении нескольких столетий был одним из центров русской истории, культуры, духовности. Первоначально редакция находилась на Спартаковской улице, дом 142 – в здании бывшей богадельни, построенной на средства ростовского купца Дмитрия Васильевича Плешанова (1800–1865). Им были пожертвованы крупные суммы в пользу детских приютов, сиротского дома, на реставрацию Ростовского кремля.

Знаменательно, что вскоре редакция журнала разместилась в церкви Григория Богослова на территории Ростовского кремля – там, где когда-то находился знаменитый Григорьевский затвор, из стен которого вышли писатель Епифаний Премудрый и просветитель Стефан Пермский.

«В России центр – на периферии», – эти слова историка В.Ключевского могли бы стать своеобразным девизом журнала, прописанного не в столице и даже не в областном центре, а в небольшом районном городе с древней историей, в самой глубинке России.

«От души желаю успеха Вашему журналу. Название журнала и место его издания ко многому обязывает. Если ограничиться только религиозным и историческим направлением – то нужно иметь широкий исторический огляд и понимание, что трудно после стольких лет лжи, в которой нас держали... А не включить ли Вам в темы современные болезни и нужды? Это ведь – тоже Русь», – писал из США А.И.Солженицын, которому редакция отправила несколько номеров журнала.

«Такому журналу надо помогать... Я убедился, что журнал несет в себе высокий нравственный заряд, направлен на духовное возрождение россиян, что очень важно в наше неспокойное время, когда остро необходимо умиротворение в обществе», – сказал, ознакомившись с содержанием «Руси», Патриарх Всея Руси Алексий Второй, когда посещал Ростов Великий.

«Журнал сразу обрел всероссийское лицо и значение, объединив вокруг себя широкую русскую элиту – писателей, историков, краеведов, журналистов, учителей, научных работников и просто умную читающую публику. Журнал стал заметным, в некотором роде – уникальным явлением в культурной и общественно-литературной жизни России», – такую высокую оценку получила «Русь» при обсуждении в Союзе писателей России.

По достоинству оценили журнал, признали своим многие талантливые авторы, сотрудники библиотек и рядовые читатели, интересующиеся историей государства и православия, краеведением и современным литературным процессом. В обращении к читателям редакция писала:

«Русь» – журнал для всех, кто испытывает гордость за великое прошлое России и боль за трагические изломы ее судьбы, кто способен оценить и серьезное исследование, и неожиданную версию, и занимательный сюжет. В условиях, когда общество до крайности политизировано, что таит в себе опасность трагического раскола, журнал решительно отказался от партийных и групповых пристрастий и обратился к тем нравственным и духовным ценностям, на которых веками строилась и держалась государственность России. «Русь» – журнал семейный. Его с полным основанием можно назвать прямым наследником первого русского провинциального журнала «Уединенный пошехонец», выходящего в Ярославле в 1786–1787 гг., и газеты «Русь», издаваемой И.С.Аксаковым в 1880–1886 гг., продолжателем лучших традиций популярной дореволюционной «Нивы». На переломном этапе истории трудно, практически невозможно не касаться политических вопросов. Печально наблюдать, как различные политические силы, размахивая идеологическими топорами, рубят единое древо отечественной истории. У журнала «Русь» своя, четко заявленная позиция: надо помнить, какое знамя развивалось над Бородинским полем, и не забывать, какое было водружено над рейхстагом. Невозможно полностью уйти от всех сложностей и трудностей нашего времени, и журнал не делает такой попытки. А вот подходить к ним взвешенно и осторожно, искать в прошлом параллели, предостерегающие от повторения трагических ошибок, – вполне возможно».

Этой линии «Русь» старалась придерживаться с самого начала своего существования.

О содержании и направленности журнала красноречиво говорят названия постоянных разделов и рубрик: «История Отечества», «Былое и вечное», «Литературная нива», «Краеведческий изборник», «Сокровища древней книгохранительницы», «Замечательные земляки», «Антология исторических загадок», «Русская школа», «Культура и провинция», «Библиотека исторических приключений».

Историческая направленность журнала приобретает важное значение сейчас, когда серьезную литературу такого рода в местных и центральных издательствах потеснила, а кое-где и вовсе вытеснила коммерческая макулатура, рассчитанная на сенсацию и дешевую потребу дня. Другую задачу поставила перед собой редакция журнала «Русь» – на примере и опыте прошлого осмыслить настоящее и заглянуть в будущее России.

Вот перечень заголовков наиболее крупных публикаций раздела «История Отечества»: «Отречение Романовых», «Дело Бориса Савинкова», «Темное дело» большевика Малиновского», главы из книги А.Керенского «Катастрофа», «Кто же вы, адмирал Колчак», «Так кто же стрелял в Ленина?», «Была ли русская революция?», «Масоны в России», «Золото церкви, или Правда о Шуйском расстреле» и др. Порой публикация исторических материалов вызывала неожиданную читательскую реакцию. Так, после появления в журнале очерка о сыне Екатерины Второй и Григория Орлова редакция получила письмо от его потомка Николая Николаевича Бобринского, который потом неоднократно публиковался в «Руси», здесь же были напечатаны стихи его жены – графини Веры Сергеевны Бобринской.

Уважительное отношение к православию, внимание к духовному и вечному – еще одна характерная черта журнала, не случайно среди его постоянных авторов такие священнослужители, как архимандрит Георгий (Тертышников) и архимандрит Макарий (Веретенников) – ректор Духовной Академии Русской Православной Церкви.

Серафим Саровский, Родион Путятин, Лев Толстой, Николай Бердяев, Игнатий Брянчанинов, Патриарх Алексий Второй – вот неполный перечень авторов и героев рубрики «Религиозные чтения».

Особое место в журнале занимает раздел «Краеведческий изборник». В редакционной статье, открывшей первый номер «Руси», говорилось: «История нашего края столь богата удивительными, зачастую загадочными событиями, незаурядными личностями и бесценными сокровищами культуры, что раздел «Краеведческий изборник» наверняка заинтересует самый широкий круг читателей, но, естественно, при одном условии – что нам помогут все, кто с любовью и гордостью относится к прошлому своего Отечества: писатели, историки, краеведы, работники музеев и архивов».

Сегодня можно с уверенностью сказать, что призыв редакции был услышан: краеведческий раздел стал одним из наиболее интересных и содержательных разделов «Руси». В немалой степени этому способствовало то, что журнал постоянно обращался к творчеству краеведов прошлого. В этом списке ярославские краеведы С.Серебреников, В.Лествицын, Л.Трефолев, П.Критский, И.Аксаков, А.Золотарев, Е.Соснина-Пуцилло и др. Из наиболее крупных публикаций следует назвать почти полное переиздание книги П.Критского «Наш край. Опыт родиноведения», неизданной рукописи А.Золотарева «Ярославль», посвященной начальной истории Ярославля работы В.Лествицына «О волжском городе Руси», очерка С.Серебреникова о «ярославском стоянии» ополчения Дмитрия Пожарского и др.

Кроме того, в каждом номере журнала публиковались работы тех, кто продолжил краеведческую деятельность в наши дни: Ю.Нестеров – об истории создания Рыбинского водохранилища, А.Грешневиков – об истории Борисоглеба, В.Рымашевский – о жизни и творчестве Н.А.Некрасова, Д.Озерова – о ярославском краеведе С.Серебреникове, Е.Ветлов – о ярославском ополчении Якова Дедюлина, Ю.Беляков – о Параше Жемчуговой и связи А.С.Пушкина с Ярославским краем, В.Гречухин – о столице Русской Атлантиды Мологе, А.Кравец – о Руси Переславской и истории потешной флотилии, А.Хаиров – о вкладе ярославцев в строительство русского флота.

Естественно, что журнал, появившийся на свет на Ростовской земле, большое внимание уделил истории Ростова, судьбам и делам замечательных ростовцев. Уже в первом номере «Руси» в очерке С.Смирнова «Иван Аксаков и ярославские «старинари»» рассказывалось о встрече И.С.Аксакова с ростовским краеведом П.В.Хлебниковым:

«В Ростове Аксаков останавливался обычно у Петра Васильевича Хлебникова, – как писал он, «одного из вотчинников, хотя очень умного и образованного человека». Хлебников человек был состоятельный, одно время был ростовским городским головой. Напечатал несколько статей по истории в «Губернских ведомостях», собирал иконы, монеты, медали, и, как большинство ростовских купцов, книги и рукописи. Хлебников известен как инициатор восстановления Ростовского кремля. В 1850 году Аксаков вместе с братом Константином был в Ростове, писал по этому поводу: «Осматривали нынче древности Ростова, находящиеся в жалком виде разрушения. Но как хороши они!» Хлебникову удалось, встречая великих князей, обратить их внимание на бедственное положение кремля, и это дало толчок к началу восстановительных работ».

В этом же очерке рассказывалось о знакомстве Аксакова с другим известным ростовским краеведом А.Я.Артыновым. В своих «Воспоминаниях» Артынов позднее вспоминал: «Удостоили меня своим посещением посланные от правительства собирать статистические сведения гр. Сиверс, Чапцкий, Иван Сергеевич Аксаков. Я им, чем мог, тем и служил. Аксаков, увидев написанную мною историю села Угодичи, тотчас же взял, исправил и отослал для напечатания редактору «Ярославских губернских ведомостей» Федору Яковлевичу Никольскому».

Таким образом, к творческой судьбе талантливого краеведа из крестьян, помимо А.А.Титова, был непосредственно причастен и И.С.Аксаков.

Интересное объявление было напечатано в газете «Ярославские губернские ведомости» сразу после публикации работы А.Я.Артынова: «Редакция обращается ко всем грамотным крестьянам с покорнейшею просьбою сообщать ей все труды подобного рода, нимало не стесняясь своей малообразованности. Всякое замечательное сведение о месте их родины и вообще о предметах, доступных простому наблюдению, принято будет с благодарностью. От описания сел и деревень самими крестьянами можно ожидать весьма важных последствий для истории, статистики и этнографии России».

Получается, что в те далекие годы средства массовой информации понимали важность краеведения гораздо лучше, чем в наше время.

В 1992–1993 гг. в журнале было напечатано несколько материалов о Сергии Радонежском и Дмитрии Ростовском. В 1994 году был опубликован очерк искусствоведа Ростовского архитектурно-художественного музея М.Федоровой и главного художника фабрики «Ростовская финифть» С.Гусевой «Красота, рожденная в огне» – о прошлом и настоящем ростовской финифти. В 1995–1996 гг. в «Руси» публиковался очерк В.Кима о Ростовском кремле. В том же 1996 году были опубликованы очерки Л.Мельник «Обитель святого Авраамия» – об истории Авраамиевского монастыря, Р.Коновалова «Герой Ситской битвы» – о жизни и гибели князя Василько, К.Случевского «Здесь родилось и окрепло великорусское племя...» – о посещении Ростова великими князьями, архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Макария (Веретенникова) – «Ростовский архиепископ Никандр».

В 1997 году вышел номер «Руси», раздел «Краеведческий изборник» которого был целиком посвящен 1135-летию Ростова. Среди этих материалов – очерки Б.Сударушкина «Город сокровищ», И.Грачевой «Митрополит-зодчий Иона Сысоевич», О.Гонозова «Монастырские были и небыли», А.Виденеевой «...В раскол бы паки не обратился», Г.Залетаева «Записка о Ростовской ярмарке».

В 1998 году журнал «Русь» с некоторыми сокращениями переиздал вышедшую в 1907 году книгу П.Критского «Наш край», о которой ниже будет рассказано отдельно, и опубликовал главы из моей книги «Расследуя старинные преданья...» – об использовании ростовских преданий и топонимов на уроках краеведения.

В 1999 году были напечатаны очерки С.Образцова «Городок на Саре» – о Сарском городище, и Ю.Бегунова «Литературный подвиг Мусиных-Пушкиных», в котором подробно рассказывалась история так называемого Мусин-Пушкинского сборника. «Нет, не погибнет Русская земля, не пропадет она, как бы ей ни было лихо, если жива на родной земле хоть одна сказка или сказочная повесть, подобная Мусин-Пушкинским! – писал автор очерка. – Литературный подвиг Мусиных-Пушкиных, замечательных писателей и собирателей русского фольклора, никогда не будет забыт, потому что историческая память вечна, как вечен народ, ее породивший!»

Добавлю от себя, что забвение не грозит и другим исследователям истории родного края, пока у них есть продолжатели.

Конечно, я упомянул здесь не все краеведческие материалы, напечатанные на страницах «Руси». Но и перечисленного достаточно для того, чтобы понять главное: в журнале представлен уникальный краеведческий материал, который освещает практически всю древнюю историю нашего края, начиная от первых летописных свидетельств. Поэтому я убедительно советую всем, кто занимается краеведением, обязательно обратиться к публикациям в «Руси».

Следует сказать и о другом направлении деятельности «Руси» – о переиздании исторических повестей и романов в книжном приложении «Библиотека исторических приключений». Этой деятельностью журнал начал заниматься еще в то время, когда все мы испытывали книжный голод – книги такого рода, в хорошем оформлении и большими тиражами, стали издаваться позднее. Большая роль в формировании «Библиотеки исторических приключений» принадлежит Галине Павловне Федюк – заведующей отделом редкой книги Ярославской областной научной библиотеки им. Н.А.Некрасова. Вот краткий перечень этих изданий:

Д.Мордовцев. «Авантюристы». Историческое повествование, написанное на основе подлинных событий времен Екатерины Второй и ее фаворитов. Автор повести – один из самых плодовитых романистов своего времени, но в наши дни его относят к полузабытым писателям.

К.Масальский. «Герцог, вы арестованы!» (Авторское название «Регентство Бирона»). Если бы эта историческая повесть появилась на свет позднее, чем были опубликованы историко-приключенческие романы Александра Дюма, то ее автора, несомненно, обвинили бы в подражании.

Ф.Зарин-Несвицкий. «Борьба у престола». Один из лучших исторических романов писателя, где в занимательной форме повествуется о попытке демократизации русского общества после смерти Петра II и о начале «бироновщины», которой обернулась эта мужественная попытка.

Н.Энгельгардт. «Окровавленный трон». Исторический роман о последних днях правления Павла Первого, о заговоре против него и о трагических обстоятельствах вступления на престол Александра Первого.

Также в книжном приложении к журналу «Русь» был опубликован роман Н.Кочина «Князь Святослав», переданный редакции журнала дочерью писателя. «Тень Святослава ходит не воспетая», – сказал о князе-воине Святославе великий Пушкин. Неизвестный роман известного автора – так можно сказать об этом, впервые опубликованном произведении, которое восполняет значительный пробел в русской исторической литературе.

В лучшие годы своего существования тираж журнала достигал 10 тысяч, из них 9 тысяч распространялись по подписке. Среди подписчиков «Руси» были практически все центральные, областные и краевые библиотеки России, Государственная историческая библиотека, библиотека Эрмитажа, библиотека Конгресса США и др. Но, к сожалению, все это в прошлом.

Общеизвестно, с какими трудностями сталкиваются сейчас буквально все периодические издания, начиная от районной газеты и кончая солидным столичным журналом: лихорадочно ползут вверх типографские расходы, потом издателя берут за горло распространители и окончательно обирают его до нитки. Стихию дикого, нецивилизованного рынка в полной мере испытал на себе и журнал «Русь»: нарушилась периодичность выхода журнала, резко сократился его тираж, в результате чего редакция вынуждена была отказаться от распространения «Руси» по подписке.

Как уже было сказано выше, учредителями журнала выступили писательские организации городов, входящих в Золотое кольцо России: Ярославля, Владимира, Иванова и Костромы. В связи с тем, что частичное финансирование «Руси» осуществляла только Администрация Ярославской области, весной 2000 года был составлен новый Устав и новый Учредительный договор, по которому учредителями журнала выступили Ярославская писательская организация и трудовой коллектив журнала «Русь». Одновременно было принято решение о переводе редакции «Руси» из Ростова, где она находилась со дня основания журнала, в Ярославль. Некоторые «ответственные» лица Ростовского муниципального округа сделала все возможное, чтобы «выжить» «Русь» из Ростова. Последний вопиющий пример – разгром помещения редакции, в результате которого пропало имущество журнала, был сожжен его архив. В этих условиях дальнейшее пребывании редакции в Ростове стало практически невозможным.

Настоящая, «немассовая» культура почти никогда не была доходной. Как же при отсутствии государственных дотаций в России существовали музеи, театры, издательства, журналы? Отечественная история дает на этот вопрос однозначный ответ – культуру спасали меценаты! Не было бы Павла Третьякова – не было бы знаменитой Третьяковской галереи. Как бы сложились судьбы Шаляпина, Рахманинова, Врубеля и многих других выдающихся деятелей отечественной культуры, если бы им не помог Савва Мамонтов? Что бы стало со знаменитым Московским Художественным театром, если бы не поддержка Саввы Морозова? Наконец, сколько простых руcских людей не овладели бы грамотностью, если бы не Иван Сытин, издававший неприбыльные учебники, дешевые, себе в ущерб, книги, календари, энциклопедии? Высокое благородство, ясное понимание того, что русская культура служит процветанию России не меньше, чем финансы и предпринимательство, – вот что объединяло этих незаурядных людей.

Россия сделала новый резкий поворот в своей истории, и «распалась цепь великая», которая, как это бывало и раньше, одним свои концом опять ударила по культуре. Кто может спасти ее от гибели? Государство? Но бывшее лежит в развалинах, а новое практически еще не построено. Надеяться, что культура «как-нибудь» сама выкарабкается, – напрасно терять время, которое для нее может оказаться роковым. Вроде бы в этих условиях самое время для возрождения российского меценатства, но – увы – в основном «новые русские» помогают массовой культуре. Как выжить в условиях рыночной стихии некоммерческому, просветительскому журналу?

Вопрос остается открытым…

Не лучшие времена переживает сейчас Россия, много потерь мы понесли, но есть потери роковые, символические. Нельзя допустить, чтобы погиб журнал с названьем кратким «Русь». Гибель «Руси» станет темным пятном в истории культурной жизни Ярославского края, на земле которого журнал появился на свет. Мы, ярославцы, первыми несем ответственность за судьбу созданного нами журнала.

Некоторые из напечатанных ниже очерков, по сути, представляют собой развернутые рецензии и комментарии к отдельным темам, затронутым в журнале «Русь». В конце раздела приведен список журнальных публикаций, посвященных истории Ярославского края, который, надеюсь, поможет местным краеведам в их работе.

содержаниевпередРусь назадглавная


Используются технологии uCoz