6 июня 1919 года на одной из ярославских пристаней провожали в рейс вниз по Волге пароход «Фултон». Все палубы старого, видавшего виды парохода, который естественней выглядел бы на корабельном кладбище, были усеяны детьми – худыми, одетыми кое-как, с голодным блеском в глазах. Сцена прощания была тягостной, народу на пристани собралось много. Провожать «Фултон» пришли не только родители и родственники тех, кто отправлялся в этот странный рейс, но и многие совершенно посторонние люди, узнавшие об отправлении «Фултона» из губернской газеты. И редко кто смог сдержать слезы – ведь детей провожали в места, объятые гражданской войной и крестьянскими восстаниями.
Но это были «хлебные» места, где детей можно было спасти от голода, от несчастий, поразивших Ярославль в июле 1918 года, когда здесь вспыхнул мятеж, оставивший тысячи ярославцев без крова над головой, без средств к существованию.
Некоторые из провожающих не считали нужным скрывать свои настроения и прямо заявляли: «Если умрут, то хоть не на наших глазах». Другие мрачно добавляли: «А если возвратятся, застанут ли нас в живых?». Увещевания тех, кто организовал этот рейс и отправлялся вместе с детьми, не вносили успокоения.
По обычаю того времени, тут же, на пристани, состоялся митинг. Выступления представителей партийных и советских организаций и губернского отдела народного образования были кратки, энергичны и проникнуты «революционным пафосом». Несколько отличалось от других только выступление члена Ярославского губисполкома О.И.Розановой, которая в сильном волнении сказала, обращаясь к воспитателям, сопровождавшим детей:
– Помните, сердцем помните наш наказ беречь детей. Это наши кровные дети, о них, кроме вас, некому будет заботиться вдалеке.
Заведующий Ярославским губоно Порфирьев, из бывших матросов, подошел к ответственному за рейс учителю М.А.Драчеву, покровительственно похлопал его по плечу:
– У тебя, братишка, сплошная полундра, крепкая зыбь, держись! – и сразу отошел в сторону, видимо, посчитав, что этим косноязычным напутствием достаточно ободрил учителя.
Именно благодаря М.А.Драчеву до нас дошли многие обстоятельства необычного рейса «Фултона», которые остались незафиксированными в архивных документах. Вот некоторые сведения о нем.
Михаил Алексеевич Драчев родился в 1884 году в селе Литвиново Бельского уезда Тульской губернии, в семье учителя. В 1911 году окончил Московский университет, со следующего года – преподаватель истории и географии в Ярославской гимназии. В 1917 году избирается депутатом Ярославского городского совета первого созыва. М.А.Драчев – один из организаторов высшего образования в Ярославле. В течение 30 лет был председателем Ярославской секции географов. За многолетнюю преподавательскую деятельность был награжден орденом Ленина, медалями «За трудовую доблесть», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
Но вернемся в 1919 год. В 12 часов 45 минут перегруженный «Фултон» дал последний гудок и отвалил от запруженной народом пристани. «Он был облеплен детьми, как виноградная кисть ягодами, – писал в своих воспоминаниях М.А.Драчев. – Стоявшие на берегу покачивали головами, и у каждого в голове была одна мысль: «Доедут ли? Как бы не было несчастья»« [1].
Действительно, со стороны, наверное, страшновато было смотреть на перегруженный пароход. Его вместимость была 450–500 человек, а детей посадили 1200. Да еще сотня взрослых сопровождающих и команда парохода. Поэтому шепотком, с оглядкой, говорили такие или примерно такие слова: «А пароход-то совсем развалюха. Помяните мое слово – перевернутся, как пить дать перевернутся. Будут в Волге трупы детишек вылавливать».
Военный оркестр заиграл «Прощание славянки». Пока «Фултон» медленно приближался к Стрелке, многие провожавшие бежали по берегу. Здесь остановились над крутым откосом и долго смотрели вдаль, пока пароход не скрылся из глаз...
О причинах и обстоятельствах необычного рейса «Фултона» и пойдет здесь речь. Помимо воспоминаний М.А.Драчева и архивных материалов я использовал в этой работе сведения, приведенные в книгах «Последний рейс «Фултона» Б.Сударушкина [2] и «В пороховом дыму» И.Гагина [4], а также воспоминания моего прадеда Ивана Николаевича Нефедова. В ярославской газете «Золотое кольцо» 27 мая 1993 года был опубликован список узников так называемой баржи смерти или водяной тюрьмы. И.Н.Нефедов значится в этом списке под номером 24 [3].
Знакомство с архивными материалами убедило меня, что без рассказа о том, что предшествовало рейсу «Фултона», не обойтись. Так я обратился к истории Ярославского мятежа...