Написал заголовок – и представил себе, как возмутится, прочитав его, кто-нибудь из тех, кто привык принимать общепринятое мнение за истину, не требующую доказательств. «Конечно же, Ярославль основал Ярослав Мудрый, – скажет он. – Как можно сомневаться в том, что бесспорно?»
А вот у меня, что поделаешь, возникли сомнения…
Немало шума наделала книга Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко «Новая хронология Руси», в которой, в числе других версий, была высказана мысль, что под названием «Господин Великий Новгород» в древних источниках подразумевался целый регион центральной Руси, включавший в себя города Владимир, Суздаль, Переславль, Ростов, Ярославль, Мологу и Кострому, что знаменитое «Ярославово дворище» следует искать не в Новгороде, а в Ярославле, т. е. летописный Новгород – это Ярославль. И приводят в пользу этой версии целый ряд доказательств.
Журналист Владимир Ширяев в статье «История о русской истории», опубликованной в ярославской областной газете «Северный край», так прокомментировал эти доказательства:
«Исторические источники настойчиво утверждают, что Великий Новгород и Москву соединяла «Великая дорога», по которой великие князья «по многу раз» ездили в Новгород. Но ведь дороги из Москвы в Новгород не было! До сих пор там болотистые непроходимые места. И если бы не насыпная железная дорога и автострада, нам бы и сегодня не попасть в Новгород.
От Москвы до Новгорода около 500 километров. И вдруг разбитый под Ростовом князь Василий Васильевич бежит по болотам в Новгород, а оттуда обратно – в Кострому. А через несколько месяцев еще один князь Василий Юрьевич Косой из Москвы «поидя к Новгороду Великому и оттоля к Костроме». Не проще ли из Москвы идти в Кострому через Ярославль, а не делать крюк в тысячу километров и возвращаться обратно?
Еще один факт. В 1259 году братья Васильковичи чествовали Александра Невского в Ростове. Князь был там проездом из Новгорода во Владимир. «Заехал по дороге», – пишет летописец. Значит, Новгород – рядом... Видимо, не случайно Нижний Новгород назван Нижним. Ведь он ниже Ярославля по Волге».
Итак, столицей древнего русского государства был не нынешний Новгород, а Ярославль, из которого, по утверждению Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко, столица переместилась в Москву только в XVI столетии. В пользу этого доказательства – раскопки в современном Новгороде, не подтверждающие, что он был крупным торговым центром. К тому же не понятно, через какой морской порт он мог торговать с Европой, в то время как с Ярославлем картина ясная – через Холмогоры на Северной Двине, впадающей в Белое море. О существовании поблизости от Ярославля, в устье реки Мологи, основного русского центра торговли писал историк Н.М.Карамзин. Диакон Тимофей Каменевич-Рвовский утверждал, что здесь происходили «торги великие даже до дней грозного господаря Василия Васильевича Темного» (1415–1462), что сюда приезжали торговать немецкие, польские, греческие, персидские купцы.
Однако, несмотря на столь убедительные доводы в пользу древности и значимости Ярославля, верх взяло мнение, изложенное, в частности, в работах ярославского историка М.Г.Мейеровича, в которых утверждалось, что город был основан в 1010 году Ярославом Мудрым. Сегодня эта версия считается официальной, общепризнанной, от этой даты отмечают юбилеи города. Ярославу Мудрому, как основателю Ярославля, поставлен в центре города памятник, кстати, не очень удачный. В левой руке князь держит нечто похожее на макет сторожевой башни, поэтому ярославцы называют его «Мужик с тортом» – благо кондитерская фабрика совсем рядом.
В приведенных в работах М.Г.Мейеровича списках использованной литературы указаны десятки источников, однако напрасно искать среди них книгу, которая в единственном экземпляре хранится в Ярославской областной научной библиотеке им. Н.А.Некрасова и которая не оставляет от его версии происхождения Ярославля камня на камне. Это книга местного краеведа, коллекционера и журналиста В.И.Лествицына «О волжском городе Руси», изданная типографией Ярославского губернского правления в 1877 году. В журнале «Русь» книга была перепечатана с незначительным сокращением сносок (№ 3-98).
Проанализировав сообщения греческого географа и историка Страбона (64–23 гг. до н. э.), русских летописцев и арабских авторов, В.И.Лествицын делает следующий вывод: «Новгород, не составляя независимого владения, издавна входил так или иначе, со всеми своими децентрализованными колониями и в том числе с бассейном Вятки (хотя в летописи Вотяки и не упомянуты), в состав Руси: почему у него пред Рюриком не оказалось династии собственных князей».
Пропустим рассуждения Лествицына о происхождении русского народа и продолжим цитирование его малоизвестной работы:
«Народ Русь и государство Русь имели столицей город Русь, находившийся, по показанию современных арабских путешественников, на берегу Волги, между Булгаром и Новгородчиной. Теперь обозрим подробности положения этой столицы. Она находилась там, где всего уместнее, по-видимому, ей следовало быть: по примеру Китая, на севере государства, т.е. вдали от южных границ, где волновались воинственные государства, – на берегу Волги, представляющей систему рек и речек, дающих доступ во все углы Русского материка, – на правом берегу ее, где столица обезопасена миллионами своих вернейших подданных, которых предки участвовали в строении государства и потомки считали за долг и честь охранять дело своих предков, – и, наконец, при впадении побочной реки, которая открывала бы путь в окружающую местность. И вот от устья Оки до Тверской границы только и есть одна порядочной величины река, открывающая путь внутрь страны на несколько сот верст... Это тот город, который Ярослав I отнял у своих неприятелей, что доселе называется основанием города Ярославля».
Вот так за сто с лишним лет до выхода книги Г.В.Носовского и А.Т.Фоменко «Новая хронология Руси» ярославский краевед высказал мысль, которая все эти годы считалась крамольной, ненаучной, лишенной оснований.
Что нам известно о Вадиме Ивановиче Лествицыне?
Родился 15 августа 1827 года в семье священника села Арефинское Рыбинского уезда, учился в Ярославском духовном училище и семинарии, затем в Московской Духовной академии. Учительствовал в Варшавском духовном училище, после чего вернулся в Ярославль, в 1856 году стал редактором официальной части «Ярославских губернских ведомостей». Помимо многочисленных публикаций в местной периодической печати печатался в центральных газетах «Петербургские ведомости», «Русская старина», «Иллюстрированная газета». Написал монографию «Открытие Ярославской губернии в 1777 году», «Краткий путеводитель по церквам города Ярославля». Им было собрано богатое рукописное собрание и библиотека, после его смерти поступившие в собрание И.А.Вахрамеева, затем в Российский Исторический музей. Являлся членом Ярославского губернского статистического комитета и Московского археологического общества, участвовал в нескольких археологических съездах. Умер 24 декабря 1889 года, оставив о себе в Ярославле память как о неутомимом исследователе и замечательном краеведе.
Приведем еще одну цитату из его книги «О волжском городе Руси»:
«Рассказ летописи о призвании князей должен быть признан легендой и на самом деле обозначает лишь переход посредственного подчинения этого края (Новгородского. – М.С.) русскому князю в непосредственное».
Как видим, В.И.Лествицын одним из первых нанес удар по мифу о стопроцентной достоверности «Повести временных лет» и норманнской теории о призвании варягов. Здесь же он дал свое объяснение тому, кто такие варяги:
«В верстах 20-ти от этого города (Ярославля. – М.С.) к западу, по дороге к Новгороду, как бы в соответствие легенде призвания князей, находится громадное Варегово болото, испущающее 2 речки к Рыбинску и Борисоглебску. Очень может быть, что за тысячу лет назад болото это было еще больше и в простонародном рассказе отсюда за тысячу верст могло быть названо морем».
И опять не откажешь автору в логике. Однако возникает вопрос – всё ли сходится в версии В.И.Лествицына, поддержанной в наши дни Г.В.Носовским и А.Т.Фоменко, о Ярославле – как древнейшей столице русского государства? Ведь если Ярославль действительно назывался в древности Новгородом – Новым городом, то естественно предположить, что где-то рядом находился старый, еще более древний город. Свой ответ на это вопрос я дал в книге «Рассказы о ростовской истории» – это Ростов, получивший свое название по имени основавшего его племени росов-русов. То, что пишет В.И.Лествицын о городе под названием «Русь», лишь с небольшими уточнениями применимо именно к Ростову.
Вернемся к официальной версии основания Ярославля в 1010 году ростовским князем Ярославом Мудрым.
«Сказание о построении града Ярославля» – так называется источник, из которого эта версия, собственно, выросла. Это предание откуда-то переписал ярославский архиепископ Самуил Миславский и включил в свою работу «Церкви г. Ярославля в 1781 г.». Впервые текст «Сказания о построении града Ярославля» был опубликован священником А.Лебедевым в книге «Храмы Власьевского прихода г. Ярославля» в 1877 году. Приведем несколько отрывков из этого текста:
«Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ, при брезе рек Волги и Которосли лежаще некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль…И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры – языцы зли суще… Идол ему же кланяетася сии, бысть Волос сиречь скотий бог. И сей Волос, в нем же бес живя, яко и страхи и мнози твори, стояще осреди логовины, нарицаемой Волосовой…
Сему многокозненному идолу и киреметь створена бысть и волхв вдан… Сей волхв, яко пестун диавола, мудрствуя силою исконнаго врага, по исходищу воскурения жертвенного разумева и вся тайная и глагола словеса приключившимся ту человецем, яко словеса сего Волоса. И вельми почтен бысть сей волхв у языцев…Но в некоем лете прилучися Благоверному Князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у правого брага оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол. Князь узре, яко некие люди жестоци наноси гибель судом, шестовавшим с товары по Волге… Соглядя вся творимая, Благоверный Князь Ярослав повеле дружине своей устрашити и разгнати шатание сих беззаконных, да спасутся неповиннии… И люди сии клятвою у Волоса обеща Князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху крестися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов.
Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастера и с воины; но егда входи в сие селище, людии сего испусти от клети некого люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним. Но Господь сохрани Благоверного Князя; сей секирою своей победи зверя, а пси, яко агнецы, не прикоснуся никомуждо от них. И, видя безбожнии и злии людии вся сия, ужасеся и падоша ниц Князю и быша аки мертвы…
Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. А храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити дровеса и чистии место, идеже умысли и град создати. И тако делатели нача строити церковь святого пророка Илии и град созидати. Град сей Благоверный Князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами».
Можно с уверенность утверждать, что все остальные имеющиеся на настоящий день рассказы об основании Ярославля восходят именно к этому преданию, впервые записанному ярославским архиепископом Самуилом Миславским. Именно из текста этого предания определено имя основателя города – Ярослава Мудрого, и время основания города – 1010 год, последний год княжения Ярослава в Ростове.
Однако всё ли в этой версии убедительно? Так до сих пор и не выяснено, какой древний источник использовал Самуил Миславский, излагая эту историю. Да и был ли такой источник? Не явился ли этот рассказ плодом литературно-исторической фантазии архиепископа, решившего восполнить недостающую страницу истории Ярославля?
Чем больше вчитываешься в это предание, тем больше возникает сомнений в его древности – уж больно выпирает из текста авторство церковника, пожелавшего увязать историю возникновения Ярославля с торжеством христианства. Другое дело – рассказ о язычниках, о языческом идоле и боге Волосе, о языческом волхве. Здесь, возможно, Самуил Миславский действительно использовал какой-то древний источник, который и придал всему преданию характер достоверности.
Но как же тогда появилось название «Ярославль» и медведь с секирой на его гербе? Сначала о гербе. Интересно отметить, что ярославский герб в виде медведя с протазаном (а не секирой) и надписью над головой медведя «Ярославский» впервые появился в 1672 году, в Большой государевой книге. Однако за сто лет до этого, а точнее в 1583 году, на Большой государевой печати «печать ярославская» представляла собой рыбу головой влево!
Таким образом, можно предположить, что за период 1583–1672 годы приведенное выше предание об основании Ярославля было найдено в каком-то письменном источнике или было создано. Последняя версия представляется более достоверной, поскольку если бы такой древний источник существовал, то он за этот период был бы не раз переписан и сохранился бы до наших дней в нескольких списках. Еще более вероятным кажется предположение, что медведь на гербе появился не как «убиенный» Ярославом Мудрым, а как священное животное, которому поклонялись жившие здесь язычники.
Теперь о названии Ярославля. Приведу отрывок из книги И.В.Дубова «Города, величеством сияющие» (Ленинград, 1985), который и подсказал мне собственную версию образования названия города:
«Не вызывает сомнений, что форма Ярослав (ль) означает Ярославов – Ярославий город. Образовано оно от древнерусского имени Ярослав, которое состоит из двух частей. Первая – «ярый» (весенний), яровой. Отсюда и имя славянского языческого бога Ярило. И вторая – «слав» (слава). Здесь происходит довольно частое явление перехода антропонима «Ярослав» в топоним «Ярославль»».
К последнему замечанию автор сделал ссылку на «Этимологический словарь славянских языков» (Москва, 1980) и на книгу В.П.Нерознака «Названия древнерусских городов» (Москва, 1983). Я же предложу читателям еще одну ссылку – на книгу «Славянская мифология» (Москва, 1995), в которой так объясняется слово «Ярила»:
«Славянский мифологический и ритуальный персонаж, связанный с идеей плодородия, прежде всего весеннего, сексуальной мощи. Имя «Ярила» производится от корня «яр-», с которым соотносится представление о яри как высшем проявлении производительных сил, обеспечивающем максимум плодородия, прибытка, урожая. Яриле принадлежит особая роль в сельскохозяйственной обрядности, особенно весенней».
Отсюда возникает предположение – не назывался ли Ярославль первоначально именем языческого бога Ярилы? Таким образом, название «Ярославль» происходит не от имени князя Ярослава Мудрого, а имеет более глубокие, языческие корни.
Вдумаемся в один любопытный факт: ни в летописях, ни в других письменных источниках нет упоминания о том, что Ярослав Мудрый основал первый славянский город на Волге Ярославль. Весьма пространное, но очень неубедительное объяснение этого факта дал в книге «Так начинался Ярославль» М.Г.Мейерович. Между тем, русские летописцы очень любили князя-книжника Ярослава Мудрого, летописных сообщений о нем много. А вот об основании им Ярославля – ни слова!
Можно предположить, что к сочинению истории об основании Ярославля Ярославом Мудрым архиепископа Самуила Миславского подвигло летописное сообщение за 1037 год:
«Заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь святой Софии, митрополию и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещенья, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться».
Тут речь идет о Киеве. Надо было сочинить нечто подобное о Ярославле – и Самуил Миславский сочинил, взяв эту запись за образец. Так появилось сообщение о том, как Ярослав Мудрый заложил не только город, но и церковь в честь Ильи Пророка. Кроме того, есть летописная запись за 1108 год об основании Владимира князем Владимиром Мономахом: «Того же лета свершен был град Владимер Залешьский Володимером Мономахом».
Если есть сообщение об основании Владимира, почему не сочинить нечто похожее об основании Ярославля? Привязка истории основания города к имени Ярослава Мудрого, можно сказать, лежала на поверхности: он был ростовским князем, боролся с язычниками, разрушал языческие идолы, в том числе посвященные Яриле.
Так родилось предание, которое устраивало и власть, и церковь, и народ, а конкретно – ярославцев, которым приятно сознавать, что их город основал Ярослав по прозвищу Мудрый.
В связи с вышеизложенным мне кажется бессмысленной полемика между теми, кто, вторя М.Г.Мейеровичу, называет временем основания Ярославля 1010 год, и теми, кто считает, что это произошло в 1024 году, когда Ярослав Мудрый подавлял здесь восстание смердов. Замечу только, что во второй версии (ее придерживались, в частности, авторы книги «Ярославль» П.Андреев, А.Генкин, П.Дружинин, П.Козлов) логики и исторического смысла все-таки больше, чем в первой, основанной лишь на том, что 1010-й год – последний год княжения Ярослава Мудрого в Ростове. В любом случае, история Ярославля гораздо глубже. Можно простить архиепископа Самуила Миславского, который, сочинив предание об основании Ярославля христианским князем Ярославом Мудрым, угодил Православной Церкви. Можно понять ярославского обывателя, нуждающегося в красивой легенде об основании города. Нужна она и ярославским чиновникам, чтобы точно знать, когда справлять юбилеи города и какие ставить памятники. Другое дело – историки. Вам, господа хорошие, надо руководствоваться не религиозными и политическими соображениями, а только фактами.
Перечитаем летописную запись за 1071 год, в которой впервые упоминается Ярославль: «Однажды во время неурожая в Ростовской области явились туда два волхва из Ярославля, говоря, что они знают, кто запасы держит». Чем дольше вчитываешься в эту запись, тем больше она вызывает недоумение. Волхвы – языческие жрецы. Ярославль, по официальной версии, основан христианским князем Ярославом Мудрым, при этом жители города были крещены. С момента основания города, опять-таки по официальной версии, прошло всего 60 лет, а о городе говорится так, будто он хорошо известен. Короче говоря, сплошные неувязки. И совсем другое дело, если речь идет о городе, давным-давно основанном язычниками и названным именем их божества Ярилы.
Кстати, о древности поселения на Стрелке пишет в своей работе «Так начинался Ярославль» и М.Г.Мейерович: «Медведицкое» городище относится к древнейшим «дьяковским» памятникам Верхнего Поволжья, появившимся здесь в VII– VI веках до н. э. Это было первое, ставшее известным нам поселение на территории города». Далее автор пересказывает содержание книги археолога Н.Н.Воронина «Раскопки в Ярославле», изданной в 1949 году, и делает следующий вывод: «Когда археологи стали обрабатывать материалы раскопок, тщательно изучая находки из нижнего культурного слоя, оказалось, что среди них имеются и более древние предметы. Стало ясно, что основание города в начале XI века – это не первая, а, по крайней мере, вторая страница истории Ярославля».
Где же, спрашивается, логика? С какой стати писать книгу истории Ярославля не с первой страницы, а сразу со второй?
Повторю в заключение главную мысль своих рассуждений: нет ни одного конкретного исторического факта в пользу того, что Ярославль основал Ярослав Мудрый и город назван его именем. За период с 1071 года, когда Ярославль впервые был упомянут в летописи, до 1781 года, когда Самуил Миславский написал свою работу о церквях Ярославля, то есть за 700 лет с гаком, легенда о Ярославе Мудром, как основателе города, нигде даже не упоминалась! Скорее всего, эту версию, шитую белыми нитками, породил сам Самуил Миславский,
Кстати, в той же книге И.В.Дубова «Города, величеством сияющие» приводится версия, что основателем Ярославля мог быть не Ярослав Владимирович (т.е. Ярослав Мудрый), а сын черниговского князя Святослава Ярославича – Ярослав Святославич, умерший в 1129 году. Далее автор не без иронии пишет: «Понятно, что составителям преданий и их последователям – ярославским краеведам – очень хотелось возникновение своего родного города связать с именем Ярослава Мудрого – крупнейшего политического деятеля Древней Руси, искуснейшего дипломата, книжника, законодателя. И никто не говорил о другом Ярославе, хотя и основавшем династии муромских и рязанских князей, но неоднократно прогоняемого из своих уделов, терпевшем поражения не только от своих соперников – русских князей, но и от мордвы. Такой князь-неудачник не мог вызывать интереса у местного краеведения. Думается, что сейчас нет прочных оснований для того, чтобы уверенно приписать одному из Ярославов строительство города-крепости Ярославля».
Целиком согласен с И.В.Дубовым – его сомнение в отношении «княжеского» происхождения Ярославля еще больше убеждает меня в возможности образования названия города от имени языческого бога Ярилы с последующей его трансформацией под славянское имя «Ярослав».
Что касается памятника Ярославу Мудрому, то лично у меня претензии к нему только художественного плана, а сам князь-книжник достоин того, чтобы помнить о нем. Это же относится и к дате юбилея города – надо же от какого-то года вести свою родословную. Пусть этим годом будет 1010-й год. Другое дело – утверждать, что начальная история Ярославля восстановлена окончательно и пересмотру не принадлежит. Здесь ставить точку рано.