Россов стан и загадочная Арсания

Поход князя Олега на Царьградсследователи не пришли к единому мнению, откуда пошло название города Ростова, версии высказывались разные. Попытаемся изложить здесь самые известные из них.

Из так называемого Мусин-Пушкинского сборника ростовский краевед А.Я.Артынов выписал «Повесть о князе Владимире, сыне Вандала», которая, возможно, имеет непосредственное отношение к начальной истории Ростова. Вот вкратце изложение этой повести:

«Задолго до летописного начала в Великом Новгороде был царь по имени Славян от племени царевича Росса, который оcновал на реке Мутной город Кунигардию. Он завоевал землю Скандинавскую, пленил на Мелярском озере город Сикстун и увез оттуда Медные городские ворота. На обратном пути, близ Кунигардии, помер от старости, над могилой его дружина насыпала пригоршнями великий курган. Сын его Вандал царствовал после отца в Кунигардии и заложил на другом берегу реки Мутной новый город, который и назвал Новым городом, а Кунигардию в честь отца назвал Славенск. Он имел трех сыновей: старшего Избора, среднего Столпосвята и младшего Владимира. Избор, по смерти отца, правил Новым городом. Столпосвят был лихой ушкуйник – разбойник, на дивно построенном судне промышлял своей удалью на реке Мутной и на море Нево. По этому чудному судну его и реку Мутную прозвали Волхов. Младший сын Владимир был настоящий богатырь земли Русской, волхвы велели ему отыскать для себя царство Инуде, лежащее на востоке, где стоял Россов стан. Там находился одинокий город Ростов, где обитал народ Меря финского племени, ведущий свой род от Фовела – пятого сына Иафета. Царевич Владимир пришел сюда со своими новгородскими славяно-россами, заселил землю Мерянскую, оттеснив народ Меря на берега реки Мери».

Итак, если поверить этому преданию, то название «Ростов» образовалось от «Россова стана», лежащего в царстве Инуде. Но ведь это всего лишь предание, – скажут скептики. Однако предание преданию рознь. В частности в этом предании четко обозначены такие исторические понятия, как славяне и меря, приводится интересная версия образования Новгорода. Может, и Россов стан не такое уж фантастическое название? Славянское племя росов (русов) остановилось здесь во время своего продвижения на восток, создало первое поселение, которое и получило название Россов стан.

Однако имеются и другие версии образования названия «Ростов». Так, высказывалось предположение, что город получил свое название от слова «рост» – потому что вырос на этом месте. В своей книге «Названия древнерусских городов» (М., 1983) В.П.Нерознак высказывает версию, что город мог быть назван так от славянского и бытующего у белорусов слова «растоу», обозначающего заросшее лесом урочище или остров посреди болота.

И.В.Дубов – автор книги «Города, величеством сияющие» (Ленинград, 1985) – так написал по поводу названия города:

«В современных краеведческих и историко-искусствоведческих трудах поддерживается старая традиция, согласно которой в XI в. город на берегу озера Неро, или Каяво, был основан человеком по имени Рост-Ростислав».

Вряд ли можно так уверенно заявлять, что у историков и краеведов существует единодушие в этом вопросе. На наш взгляд, свое название город все-таки получил по имени основавшего его племени росов, что выглядит более логично, согласуется с легендой о Россовом стане, которая, возможно, не так уж и далека от истины. И наиболее веcкие доказательства в ее пользу, как ни удивительно, мы находим в иностранных источниках...

«Русы состоят из трех племен, из которых одно ближайшее к Булгару, а царь его живет в городе под названием Куяба, который больше Булгара. Другое племя наиболее отдаленное из них и называется Славия. Еще племя называется Артания, царь его живет в Арте. Люди отправляются торговать в Куябу, что же касается Арты, то мы не припоминаем, чтобы кто-нибудь из иностранцев странствовал там, ибо они убивают вcякого иноземца, вступившего на их землю. Они отправляются вниз по воде и ведут торг, но ничего не рассказывают про свои дела и товары и не допускают никого провожать их и вступать в их страну. Из Арты вывозят черных соболей и свинец».

Этот рассказ взят из книги А.Я.Гаркави «Сказания мусульманских писателей о славянах и русских – с половины VII в. до конца X в.» (С.-Петербург, 1870). А принадлежит он перу арабского писателя аль-Истахри и относится к середине десятого века. Но и он позаимствовал это сообщение из книги другого арабского автора аль-Балхи, написанной в начале десятого века.

Но при чем здесь Ростов? А при том, что форма «Артания» приводилась только в ранних переводах. В дальнейшем был сделан другой, более точный перевод – «Арсания». Однако и эта форма, возможно, лишь отзвук подлинного названия одного из трех племен русов. Не трансформировалось ли название славянского племени «росы-русы» сначала в название поселения «Россов стан», а потом в славянскую страну Арсанию? А если так, не отсюда ли, из Руси Ростовской, началось распространение росов-русов на север – в Славию, т.е. в Новгород, и на юг – в Куябу, то есть в Киев?

Впрочем, есть другие версии, где искать загадочную Арсанию: одни считают, что речь идет о Тмутаракани, другие – о Рязани. Но эти версии выглядят неубедительно. Вспомним сообщение аль-Истахри: купцы из Арсании «отправляются вниз по воде и ведут торг». Ясно, что речь идет о путешествии к югу по рекам, что никак не подходит для Тмутаракани, расположенной на Таманском полуострове, между Черным и Азовским морями.

То же самое можно сказать и о Рязани-Арсании. Выдвинувший эту версию ученый сам же потом ее опроверг: «Никаких археологических доказательств того, что Рязань была крупным центром славянства, не найдено, и такое предположение теперь кажется маловероятным».

Но насколько убедительна ростовская версия Арсании? Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, заглянем в книгу еще одного современного исследователя Ю.А.Лимонова «Ростово-Суздальская Русь» (Л., 1987):

«Вероятно, наши источники (как письменные, так и вещественные) до сих пор не могут дать представления о размахе и объеме торговли Северо-Восточной Руси в период становления и развития на ее территории Владимиро-Суздальского княжества. Уже в IX в. известный арабский ученый географ Ибн-Хордадбех пишет о русских купцах, торгующих пушниной и путешествующих на юг по рекам, впадающим в Черное и Каспийское моря, а далее «на верблюдах из Джурджана в Багдад, где переводчиками для них служат славянские рабы». Эти купцы либо были сами из Ростовской земли, либо торговали пушниной, добытой на северо-востоке. О торговле в этом районе сообщает и другой арабский ученый, который, рассказывая о трех группах славян, называет одну из них «ал-Арсанийя, и царь их сидит в Арсе, городе их». Далее он пишет: «И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово (свинец?) и некоторое число рабов... Русы приезжают торговать в Хазар и Рум. Булгар Великий граничит с русами на севере». Как указывает А.П.Новосельцев, Арс (Арса) был расположен где-то в районе Ростова-Белоозера. Скорее всего, это Сарское городище – первоначальное место города Ростова».

Это сообщение убедительно дополняет вышеизложенную версию об Арсании-Ростове. Но если так, то уже в то далекое, долетописное время проживающие здесь росы-русы должны быть известны не только арабским авторам, а их центр Ростов должен был быть крупным населенным пунктом.

 

на главную
назад
вперед
содержание


Используются технологии uCoz