остов – один из древнейших русских городов, потому что он, по свидетельству летописей, существовал уже слишком тысячу лет тому назад и впервые был основан жителями Новгорода; до пришествия же новгородцев вся Ростовская земля была заселена народом финским. Этот народ назывался Меря, поклонялся идолам, зимою жил в землянках, а летом в деревянных шатрах, занимался звероловством, рыболовством и, частию, скотоводством; добытыми звериными шкурами и рыбой он вел торговлю с различными народами. Впоследствии, когда среди Мери поселились новгородские славяне, этот народец совсем забыл свои обычаи, язык, наконец совершенно слился с новгородцами и образовалось то русское племя, которое теперь живет не только в Ярославской, но и в смежных областях».
Этот несколько наивный рассказ о племени меря взят из книги А.А.Титова «Описание Ростова Великого», к которой мы периодически будем возвращаться в дальнейшем.
Выше уже высказывалось критическое отношение к «новгородскому» происхождению Ростова и была выдвинута версия, что расселение славян происходило в обратном направлении – из района Ростова к Новгороду (Новому городу!) и Киеву. Но сейчас речь о племени меря.
Как известно, языки мира делятся на языковые семьи. Крупнейшими из них являются индоевропейская, алтайская, уральская семьи. В индоевропейскую семью входят славянские, германские, кельтские, романские, иранские, индийские языки. Алтайская семья включает в себя тюркские и монгольские языки. Наконец, в уральскую семью входят финно-угорские языки, на которых говорили племена, населявшие в древности Восточную Европу: чудь, весь, меря. Знаменательно, что на древней Ростовской земле встретились все три основных языковых семьи: помимо мерянских и русских названий в местной топонимике отразилось и ордынское влияние, хотя и не в такой степени, как мерянское. Кто же такие меря?
Из «Повести временных лет», где меря упоминается в числе других неславянских племен, следует, что меряне жили на берегах озера Неро и Плещеева озера; платили дань варягам, затем вместе с союзниками изгнали их из своих земель; участвовали в походах князя Олега на Смоленск, Киев и Константинополь, а Ростов, где жили меряне, получал часть византийской дани. Сразу же возникает вопрос: почему археологические раскопки не подтверждают высокий уровень социально-экономического развития меря?
Наиболее древнее упоминание меря находится в книге византийского писателя Иордана «О происхождении и деяниях готов», написанной в VI веке, но говорится в ней о событиях IV века, когда Германарих покорил несколько северных племен, в том числе и меря. А последнее упоминание племени меря в «Повести временных лет» приходится на 907 год (до этого оно фигурировало в записях за 882, 862, 859 годы и в недатированной части летописи). Получается, что меря активно действовало на исторической арене не менее пяти столетий. Почему же оно прекратило свое существование? В результате мирной ассимиляции со славянами или из-за военных поражений в битвах с теми же славянами? Исследователи склоняются к первому варианту. Но все-таки – почему меря исчезло так неожиданно быстро? Не было ли это связано с христианизацией края?
Еще одна загадка – почему мерянский племенной центр носил славянское название Ростов? А может, это название тоже мерянского происхождения? Выше уже приведены возможные славянские версии образования названия «Ростов», но существует и иная, мерянская версия. Суть ее была изложена в заметке И.Морозова «Новое в забытом и старом», опубликованной 2 апреля 1976 года в ростовской районной газете «Путь к коммунизму». Упомянув известную версию о происхождении названия города от имени легендарного князя Роста, автор пишет:
«Материалы, поступившие в Ростовский музей от краеведа и большого знатока мордовских языков Бориса Евгеньевича Смирнова, позволяют дать о происхождении названия «Ростов» иной ответ. А именно, не измененное ли это название древнего языческого праздника зимнего солнцестояния «Роштува»? В жизни древних большую роль играли солнечный цикл и звездное небо. Тысячелетия назад люди заметили, что разному времени суток и года строго соответствует повторяющееся положение светила. По нему люди научились определять начало и конец месяца, года. Это был их календарь. Из названий языческих праздников, связанных с солнечным циклом, которые позднее приурочивались к ближайшим православным, сохранилось у мокшан только одно – «Роштува» – празднование зимнего солнцестояния. В это время (21–22 декабря) созвездие Близнецов находится в зените. А две его звезды Альфа и Бета известны на мокшанском языке как «Рош» и «Тува», что соответствует понятию «главное», «большое», «основное» (событие, веха). Этим же словом у мокшан называется православное рождество. Имя свое Ростов мог унаследовать от названия этого традиционного и многолюдного празднования дня зимнего солнцестояния, который исстари отмечала языческая меря».
Здесь следует пояснить, что мордовский язык принадлежит к семье финно-угорских языков, к которым принадлежал и исчезнувший язык меря. В исторической топонимике есть такое понятие «субстрат», что в переводе обозначает «подслой» – название, происходящее из языка народа, ранее жившего на данной территории. Таким образом, версия о происхождении названия «Ростов» от субстрата «Роштува» имеет все права на существование. Другое дело – насколько она достоверна.
Существует множество топонимических легенд, которые лишены каких-либо исторических оснований, хотя выглядят порой весьма убедительно и имеют широкое распространение в народе. Топонимы объясняют по созвучию, по совпадению имен и т.д. Излишнее доверие к легендам о происхождении географических названий – одна из главных опасностей для всех, кто занимается исторической топонимикой.